Продолжаем «сторителлинг» (story telling) – оказывается, так называется этот жанр – рассказывать всякое разное - из истории фармакологии, в частности, её «боевой» части. Английского тут будет предостаточно, ведь говорить будем о США, заодно и подтянем собственный иняз перед предстоящим турецко-египетским ( а кому-то и испано-канарским) сезоном. Дай бог, ковидная истерия к лету попритихнет… Итак, очередной лонг рид :).
Вторая мировая закончилась, и часть «качественных немецких мозгов» была «трудоустроена» в США. В этом списке были, конечно, «ракетчики» во главе с Вернером фон Брауном, разработчики стрелкового и зенитного вооружения, специалисты в области радиолокации, авиастроения и многие другие «спецы».
Целая операция со смешным названием «Скрепка» (Paperclip) была проведена американцами весной-летом 1945го! По поддельным документам, зачастую из советской зоны оккупации, десятки нацистских учёных были «изъяты» и вывезены в США. Конечно, среди них были и химики, биологи и врачи.
Зачем? - Спросите вы. Мы же помним, что в области химии, в частности фармакологии амфетаминов в штатах были свои, во многом уникальные, наработки. Всё просто. Чтобы не достались этим «проклятым комми» и не «продвинули» их науку. А заодно и своим чего дельного подскажут.
В ходе войны у американцев и англичан был свой «войсковой» стимулятор – бензедрин*. Ещё в 1942 году, в Египте, британские танкисты 24-ой бронебригады получали ежедневно 20 мг бензедрина. Что, характерно, более ценное «топливо войны» - пилоты королевских ВВС – получали 10. Лучше не рисковать, их учить дольше.
Но, как мы помним, бензедрин - это левовращающий, не такой мощный для ЦНС, изомер, значительно уступающий по «бодрящему» действию немецкому первитину*. Недаром его свободно продавали в аптеках, прежде всего, как средство от насморка (противоотёчное, сосудосуживающее).
Позже прогрессивное американское студенчество «распробует» эти доступные недорогие ингаляторы и их этот ваш rock around the clock. А за ним и американская элита, включая Джона Кеннеди (подло убитого, конечно, коммунистами) и его боевую подругу, некую гражданку М. Монро. Последняя, пытаясь побороть пристрастие к амфетаминам, немного не рассчитала… барбитураты. И – happy birthday, mister President. Чуть-чуть не дотянула до до более безопасных бензодиазепинов. Впрочем, это всё конспирология, наш канал немного не об этом.
С окончанием мировой войны человечество не стало мягким и пушистым. Вспыхнули новые, пусть и не такие глобальные, но не менее ожесточённые конфликты. И первый из них – Корейская война - начался уже вначале 50-х. Именно там американские военные «попробовали» амфетамины внутривенно (иногда вместе с героином).
Впрочем, спиды (сленговое название, не от СПИДа, а от speed– скорость) не очень помогли лётчикам 12 апреля 1951 года (ровно за 10 лет до полёта Гагарина!) в воздушной битве с МиГ-15, управляемыми асами Кожедуба (на тот момент командира 324-й авиадивизии). Сами американцы называют этот день «Чёрным четвергом американской авиации».
Тогда наши более скоростные (без всяких амфетаминов) и лучше вооружённые Миги (44 самолёта) сошлись в бою с 18-ю F-86 Sabre, 34-мя F-84 Thunderjet и 24-мя F-80C Shooting Star (всего 76 истребителей), охранявшими 48 «суперкрепостей» В-29А. К тому же американцев прикрывал с моря собственный ВМФ. В итоге минус 12 «стратегов» и 5 фальконов у США и ни одной потери у нас! Оставим эту войну историкам (а через полгода был и «чёрный вторник»!) и вернёмся в «свою» тему.
Армии с годами становились меньше, конфликты – локальней, и необходимость именно в массовом применении стимуляторов в армии отпала. Конечно, отдельные части, солдаты и офицеры, которых по-прежнему нуждаются в периодическом «подстёгивании» организма, есть в любой стране. Это спецпоздраления, разведка, войска повышенной готовности и быстрого реагирования. В их аптечках найдутся и психостимуляторы, конечно, более современные и «щадящие», чем нацистский первитин*.
Учитывая побочные эффекты амфетаминов, их практически молниеносное и повсеместное распространение по миру в качестве наркотиков, правительства большинства стран отнесли их к «Списку А».
Хотя в зоне боевых действий (будь то Ирак или Афганистан) свои правила. И «пиджаки» со своими запретами там военным не указ. Как, например, двум пилотам американских ВВС в апреле 2002 года, решившим «взбодриться» неуставным метамфетамином в порядке частной инициативы за час до боевого вылета.
В итоге Гарри Шмидт (Harry Shmidt) и Уильям Умбах (William Umbach) – оба с немецкими фамилиями (совпадение? – как любит еженедельно вопрошать один телеведущий) – расценили вспышки в ночи, как покушение на их многомиллионный самолёт и собственные, не менее драгоценные жизни.
И сбросили на ночную афганскую землю 200 килограммовую бомбу. Бомба, в отличие от пилотов, была умная, с лазерным наведением. Тем не менее, она приземлилась в расположении канадского контингента, проводившего в том районе ночные учения. В итоге 4 убитых и 8 раненых.
А учёные продолжили разработки других групп соединений с психостимулирующим эффектом. Бромантан, сидноглутон (мезокарб) и пирабем – только одни из них. Эти фармакологические препараты позволяют на некоторое время уменьшить чувство страха, повысить выносливость и физическую силу, притупляют голод и даже чувство холода. При этом, в отличие от амфетамина, эти препараты имеют относительно небольшой и «легкий» список побочных эффектов.
В 1990-2000-х годах США и Великобритания проводили исследование провигила*. Это препарат на основе модафинила*, разработанного в первую очередь для лечения сонливости при нарколепсии. Испытание проводили на солдатах во время войны в Ираке и Афганистане. Его давали в первую очередь для уменьшения сонливости из-за переутомления и для повышения концентрации внимания. По итогам испытаний для использования в условиях боевых действий провигил* одобрили и американцы, и британцы.
Миллиардные оборонные заказы на метамфетамин* канули в лету. И что же, прикажете сворачивать производство, уничтожить или «раздать нуждающимся» запасы декседрина*, так и не окупив его разработки (на самом деле затраты «отбиты» сотни и тысячи раз, но это секрет)?
Тем более, это дрянь крайне востребована на «чёрном рынке», вон, Уолтер Уайт (сериал «Во все тяжкие» - лучший на все времена!) целых 6 сезонов на нём адски наживается!
Но Биг Фарма не даром считается одной из самой жирных и «кусачих» акул в океане бизнеса. Вывести эти препараты на легальный гражданский рынок (хоть и по рецептам, это не проблема) зубов хватило.
Пусть в спортивной медицине их и запретили (не сразу, успели и тут окупиться), но ведь остаётся столько болезней и «болезней», при которых их можно назначить! Специально «обученный» и подкормленный GP (general practitioner, врач общей практики по нашему) сам такие найдёт практически у любого – от ожирения до «сонливости».
Плюс, до 90-х оставалась «не достаточно охваченной» ещё одна армия, которую активно осваивает фарма. Дети. И это по-настоящему страшно.
Нет показаний для приёма амфетаминов и стимуляторов других групп в педиатрии? Мы их придумаем! И будем налево и направо такие болезни находить. Например, синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ), он же ADHD – attention deficit hyperactivity syndrome, рождённый в США в 70-х.
Посмотрите признаки (симптомы) этого заболевания – ребёнок держится в стороне, не принимает участия в коллективных играх и занятиях. Со стороны может казаться, что он как бы не присутствует на уроке, погружен в свою реальность. Другой же – наоборот, бесцельно активен, болтлив или драчлив. Вспомнили себя в детстве?
Объективных методов подтверждения диагноза (инструментальных, лабораторных) просто нет. Опрос родителей и учителей (или воспитателей, дошкольный возраст, даже младший - не помеха для назначения таких препаратов!), пара любимых на западе шкал-опросников - и всё, диагноз готов.
В зависимости от симптомов СГДВ делится на гиперактивную форму, форму с преобладанием дефицита внимания и смешанную. То есть поставить его можно практически любому! За последние 20 лет частота «выявления» этого синдрома выросла с 5 до 15%!
И сразу начать лечение, причём какое – нейролептики и психостимуляторы!
Ребёнок рассеян или наоборот, излишне любопытен. Мамаша, вот вам риталин (метилфенидат), принимаем 5 (!) лет. Следующий!
Не помогает? Ничего страшного, у фармацевтов достаточно «детской боевой химии» посерьёзнее – хлорид метамфетамина, декседрин*(помните, наиболее «жёсткий», правовращающий метамфетамин), Аддерол (добавим к метамфетамину амфетамин, чтоб наверняка!),
Отлично, продажи этих стимуляторов вновь приносят миллиардные доходы и растут год от года - в 90-х они были назначены 600 тысячам детей, к 2015 – уже 3,5 миллионам! К настоящему времени в США уже «созрела» целая нация СДВГ («A.D.H.D Nation», Алан Шварц).
После нескольких лет приёма таких препаратов, отказаться от психоактивных средств практически невозможно. Но, не волнуйся, мой юный наркоман, тебя ждёт легальный Прозак в аптеке или подручные мистера Уайта на выходе из школы с его «синим метом».
Слава богу (а также старой школе педиатрии), у нас такие «терапевтические практики» не получили распространения. Более того, риталин*, декседрин*и другие психостимуляторы отнесены к наркотическим и запрещены к продаже. Будем надеяться, что мода на всё «западное и прогрессивное» не доберётся до лечения наших детей…
Кстати, что-то уже несколько статей автор старательно избегает описания отечественных (советских и российских) препаратов в области боевой химии – заметит внимательный читатель. Это что, их просто не было? Всё, что было у отсталых и диких совков – это чифирь и спирт, конечно древесный, метиловый – ведь всё зерно шло в Ленинград на белую сдобу лично товарищу Жданову, болевшему диабетом, кстати.
А если это не помогало, то оставался «золотой» психостимулирующий аргумент – ржавый комиссарский наган. Как же ещё могли люди воевать в сталинских «душегубках» типа Т-34 или Ил-2? Выживать и побеждать и в лютый мороз, и в условиях голода? В своих псевдонаучных изысканиях либеральная гадина успела «потоптаться» и на Маресьеве, и на Гастелло, и на Зое Космодемьянской… Любой патриот и герой для них, если он, конечно, не рождён Голливудом – или был пьян, или вообще душевно болен.
Советским военным химикам и фармакологам есть чем гордиться и в этой области! Эти достижения заслуживают целой отдельной статьи, которая уже на подходе.
Будьте здоровы!
* Соединения, являющиеся наркотическими или сильнодействующими, а также запрещённые к обороту в РФ.