"Театральная баллада" - книга с таким названием вышла в прошлом году в Минусинском издательстве Г. П. Маркова. Это третья книга писателя, драматурга, актера Игоря Германа.
Книга составлена из восьми разножанровых повестей, поднимающих вопросы добра и зла, нравственности и ответственности, патриотизма и семейных ценностей в нашей жизни.
Я прочла две. Одна из них - "Театральная баллада". Это повесть о нас. О том трудном времени девяностых, когда в нашей стране люди думали только о том, как выжить. С 1995 года перестали платить зарплату, все чаще звучали слова "отовариться", "бартер", "кризис". Самый пик "неуплаты" пришелся на 1997-98 годы. Зарплату не платили по полгода. Мы ждали хоть какие-то копейки, чтобы банально купить хлеба.
Хорошо было тем, кто имел подсобное хозяйство, огород. Все же ежедневный чугунок вареной картошки гарантировал хоть какую-то стабильность. Тем же, кто этого не имел, приходилось туго. Считали каждую копейку, если она появлялась.
Ломались семьи, разрушались устои. Везде царил хаос. В условиях, когда света в конце тоннеля не то, что не видно, а даже неизвестно, есть ли он там вообще, показаны сотрудники драматического театра - от директора до рабочих сцены.
В центре повествования новый директор театра Вадим Лавронов и актриса Ольга Вешнева. Оба, в общем-то жертвы нового времени. От него ушла жена, забрав сына. Вадим Валерьевич кардинально поменял род деятельности: до того, как жизнь привела его в кресло директора театра, он работал на промышленном предприятии.
Ольга Александровна - женщина, растившая дочь одна. В какой-то момент она приняла решение стать Мадленой, девочкой по вызову. Решение это, наверное, далось ей нелегко.
Вспоминается роман Шолохова "Поднятая целина". Там есть такой же трагичный эпизод:
- Ты их жалеешь... А они нас жалели? Моего отца уволили после забастовки с завода, сослали в Сибирь... У матери нас четверо... мне, старшему, девять лет тогда... Нечего было кушать, и мать пошла... Пошла на улицу мать, чтобы мы с голоду не подохли! Кто наши слезы вытер? Утром беру этот проклятый рубль... - Давыдов поднес к лицу Андрея свою закожаневшую ладонь, мучительно заскрипел зубами, - мамой заработанный рубль, и иду за хлебом...
В процессе знакомства Лавронова с новыми людьми в театре проходит карнавал. Да, можно сказать, в какой-то степени все, что происходило с главными героями - это и есть карнавал. Только у кого какая маска? Может быть, кто-то воскликнет: Ольга показала свое лицо там, где она звалась Мадленой, а приличной женщиной только притворялась. Но я думаю, что она была настоящей матерью, честной и самоотверженной, которая готова на все ради своего ребенка. А Мадлена - всего лишь маска, скрывающая боль и слезы. Читая повесть, даже в голову не приходит осуждать ее.
В конце трудного разговора Ольги и Вадима на съемной квартире, куда он пришел как клиент, она говорит, что не верит в Бога. Эта встреча развела из навсегда. У каждого судьба сложилась по-своему. Она уволилась из театра, уехала в краевой центр, перебивалась как могла. Пела в ресторанах, позже преподавала вокал в музыкальной школе. Он тоже недолго директорствовал. Сошелся с женой и уехал в тот же город, что и она.
Спустя двадцать лет они встретились, в другой действительности и по сути уже другими людьми. Он - дедушка любимой внучки, она - преподаватель воскресной школы. И он вновь пережил в памяти всю остроту и горечь пережитого им когда-то чувства.
Они оба все-таки нашли свет в конце тоннеля.
Спасибо за просмотр.