Сегодня практически каждая семья столкнулась с неудержимым увлечением детей компьютерными играми. И как бы всё понятно, играют все дети за редким исключением. Игры увлекательные, яркие, с самой разнообразной тематикой, каждому по вкусу. Телефоны есть у всех, если нет у детей дошкольного возраста, то есть у их родителей и проживающих рядом родственников. Словом, доступность 100 процентов. Коммуникативные навыки при этом не формируются, плохо говорим, но зато хорошо играем. Чаще всего детей раннего возраста видим на прогулке с телефончиками в руках, но никак не с игрушками. Плюсы и минусы можем называть до бесконечности, но точно есть такая ситуация, когда разумности в использовании гаджетов мало. На мой взгляд, упорядочить эту ситуацию пытается образовательный проект для школьников «Урок цифры», который появился ещё в декабре 2018 года по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и АНО «Цифровая экономика». Партнёрами проекта для детей стали - крупнейшие отечественные технологические компании (Яндекс, 1С, Mail.ru Group, Лаборатория Касперского, Сбербанк, Росатом). Есть сайт, где можно ознакомиться с проектом, причём для детей с 1по 11 класс, программы сформированы по возрастным категориям. Детям вместе с родителями можно зарегистрироваться и проходить уроки.
Отзывы разные, вплоть до очень категоричных не в пользу проекта, но признать нужно, что до этого проекта, попытки изменить отношение детей разного возраста к гаджетам, да и в целом к соц. сетям не было. Кстати все: родители, учителя, да и дети могут вносить свои предложения и замечания в проект. Несомненно, большая надежда возлагается на школу, где знакомят детей и их родителей с проектом, к сожалению, это происходит на разных уровнях и может где-то формально, ведь это необязательная составляющая образовательной программы школы. Несомненно, родителям должны раскрыть суть проекта, дать информацию об организаторах и партнёрах и подтвердить его добровольность. Конечно, можно и дома, одному за компьютером пройти урок, но всё же лучше делать это в коллективе, вместе с классом или в рамках кружка.
Понятно, без родителей, продвинутых родственников одной школе не под силу массово заинтересовать детей и тем самым отвлечь их от бесполезного, а порой и вредного зависания в соц. сетях. На сайте проекта представлен каталог всех уроков с 2018 года, навигатор по всем материалам, включающий видео лекции, тренажеры. Эти материалы можно открыть и посмотреть в любое время, планируется разместить рекомендации родителям и учителям для самостоятельного использования тренажеров и лекций с детьми дома. Заинтересовала детей, родителей и педагогов тема «Искусственный интеллект в образовании», в ней приняло участие уже более одного миллиона пользователей. Большую популярность получил игровой тренажер, с помощью которого был создан умный помощник учителю математики. Это некий алгоритм распознающий рукописный текст в тетрадях, ошибки в работах ребят.
Ценность проекта и в том, что он знакомит с новыми профессиями, уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. С 17 января по 6 февраля 2022 г. будет проходить новый Урок цифры на тему «Исследование кибератак», разработанный «Лабораторией Касперского» с участием ведущих экспертов в области кибербезопасности. Урок будет направлен на то, как научить детей безопасному поведению в интернете и в реальной жизни.
Если сегодня нет другого ресурса, который дает возможность нашим детям по-другому посмотреть на использование телефонов, компьютеров, почему же не воспользоваться образовательным проектом «Урок цифры»? А вы поддерживаете этот проект? Или знаете другие варианты как отвлечь детей от бездумного использования современных технических средств?