Найти тему
История и культура Евразии

Трудная судьба основоположника изучения татарского литературного языка Каюма Насыри

Одним из первых учёных. который стал употреблять как этническое определение Татары применительно к бывшему булгарскому населению Поволжья был Каюм Насыри. Это сыграло в его жизни отрицательную роль и до конца дней его третировали в казанском обществе.

  • Миллэтебез халкын татар тэсмия кылсам, яратмадылар, татар теле дисэм, яратмадылар... «Когда я назвал наш народ татарским, меня невзлюбили, когда я назвал наш язык татарским, меня возненавидели») - Стр. 33. Источник: Из словаря «Лахджаи татари» («Татарское наречие»,1895г.)»: Каюм Насыри. Избранные произведения в двух томах. Том первый (на тат. языке). Казань, Татарское книжное издательство,1974г.
Габделькаюм Габденнасырович Насыров (Каю́м Насыйри́) (тат. Qayum Nasıri, Каюм Насыйри; 2 [14] февраля 1825—20 августа 1902) — татарский учёный-этнограф, литератор и просветитель XIX века.
Габделькаюм Габденнасырович Насыров (Каю́м Насыйри́) (тат. Qayum Nasıri, Каюм Насыйри; 2 [14] февраля 1825—20 августа 1902) — татарский учёный-этнограф, литератор и просветитель XIX века.

Поэтому Каюм Насыров среди поволжского населения получил прозвище Урус Каюм. И связано это было не только с ним. В то время, в среде поволжских татар появилось много тех, кто в открытую принимал православие и поддерживал политику царского правительства. О таких например писала этнограф Софья Васильевна Чичерина (1867-1918 годы жизни):

  • Сам он с некоторым трудом говорит по-русски, но глубже и прочнее русит население, чем русский учитель, вооруженный дипломом, но не говорящий по татарски

При этом, к Каюму Насыри вряд ли применимо такое прозвище. Он был ученым и просветителем, вся вина которого в глазах традиционного общества была только в том, что он призывал учить русский язык как средство познания мировой культуры и работал в Казанской духовной семинарии, обучая христианских священнослужителей татарскому языку. Сам он при этом оставался правоверным мусульманином, который считал своим родным языком татарское наречие.

Сам Каюм Насыров происходил из семьи потомственных мулл, которые испокон веков служили сельскими старостами и муллами.

Предки Каюма были в основном лояльны царской власти и двое из них даже погибли в боях против Лжедмитрия I. В семье все знали русский язык - это пошло еще с отца Каюма Габденасыра, который самостоятельно изучил русский язык и поощрял сына за его освоение.

Сам Каюм обучался в медресе при мечети в Казани, где освоил турецкий, арабский и персидский языки. А самое главное познакомился с местной русской интеллигенцией, которая стала его духовным наставником.

Каюм Насыров первым из татарских просветителей согласился обучать татарских детей русскому языку в школах. Но из этой идеи ничего не вышло так как он не хотел вводить в обучение курс православия, а само его желание обучать русскому языку встретило сопротивление со стороны традиционного общества. В результате его школу закрыли по настоянию инспектора татарских школ Василия Радлова.

Васи́лий Васи́льевич Ра́длов (имя при рождении Фридрих Вильгельм Радлов, нем. Friedrich Wilhelm Radloff; 5 [17] января 1837, Берлин, Королевство Пруссия — 12 мая 1918, Петроград, РСФСР) — российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и педагог немецкого происхождения, один из пионеров сравнительно-исторического изучения тюркских языков и народов. Автор около 150 научных трудов - Википедия
Васи́лий Васи́льевич Ра́длов (имя при рождении Фридрих Вильгельм Радлов, нем. Friedrich Wilhelm Radloff; 5 [17] января 1837, Берлин, Королевство Пруссия — 12 мая 1918, Петроград, РСФСР) — российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и педагог немецкого происхождения, один из пионеров сравнительно-исторического изучения тюркских языков и народов. Автор около 150 научных трудов - Википедия

Этот провал привёл к сильнейшему разочарованию Каюма Насыри, который прекратил всякое общение со своими соплеменниками (кроме учеников). Он даже отказался давать свои автобиографические данные одному издателю антологии татарской литературы:

Нет у меня никаких биографических сведений для людей, которые до сих пор знать меня не хотели и которые обрекают на голодную смерть своих писателей

Всю свою жизнь после этого Насыри прожил одиноким человеком. Он довольно негативно относился к женскому полу и любил говорить:

Да спасет нас Аллах от хитрости женщин! Если хочешь провести свою жизнь в проблемах - возьми себе жену!

Не сложились отношения у Каюми и с другими татарским просветителем Шигабутдином Марджани:

Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, тат. Шиһабетдин Мәрҗани; 1818—1889) — российский мусульманский богослов, просветитель. Марджани также известен как этнограф, археограф, востоковед и педагог. Согласно Мурату Рамзи, является крупнейшим татарским историком своего времени - Википедия
Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, тат. Шиһабетдин Мәрҗани; 1818—1889) — российский мусульманский богослов, просветитель. Марджани также известен как этнограф, археограф, востоковед и педагог. Согласно Мурату Рамзи, является крупнейшим татарским историком своего времени - Википедия
  • Отношения их друг к другу было недружелюбное, хотя оба они шли по пути культурного прогресса - писал об их отношениях один из татарских публицистов

Но в принципе Каюм Насыри всё свое время посвящал своей страсти - татарскому литературному языку, основоположником которого он и является. Поэтому, он и не стремился к близким контактам с кем-либо, так как был занят научным трудом.

О его характере писал татарский мыслитель Джамал Валиди (1887-1932 годы жизни):

Насыров был человек нервный, чудаковатый, жил замкнуто, не любил общаться с людьми, не умел приобретать себе сторонников. Его жизнь прошла в маленькой квартире, без жены, без детей; он имел при себе в качестве прислуги только мальчиков, которых постоянно сменял и которыми вечно был недоволен. Насыров не обладал настоящей творческой мыслью и основательными знаниями; он был больше переводчик и переписчик, чем писатель
Джамал Валиди (Валидов Джамалетдин Джалялетдинович, 1887—1932) — татарский мыслитель и просветитель, учёный-энциклопедист, языковед-тюрколог, историк татарской общественной мысли, деятель культуры, основатель татарской профессиональной литературной критики и эстетической мысли - Википедия
Джамал Валиди (Валидов Джамалетдин Джалялетдинович, 1887—1932) — татарский мыслитель и просветитель, учёный-энциклопедист, языковед-тюрколог, историк татарской общественной мысли, деятель культуры, основатель татарской профессиональной литературной критики и эстетической мысли - Википедия

Несмотря на столь негативный образ, в реальности Каюм Насыри создал фундаментальные труды по татарскому языку, которые легли в основу татарской литературной речи:

  • фундаментальный труд (по сути, энциклопедия) «Фәвакиһелҗөләса фил әдәбият» («Плоды для собеседников по литературе») (1884 год)
  • русско-татарский словарь «Лөгать китабы» («Словарь») (1892 год)
  • труд по фонетике и грамматике «Әнмузәж» («Образец») (1895 год)
  • первый толковый словарь татарского языка «Лаһҗәи татари» («Татарские наречия») в двух томах (1895-96 годы)

Статья подготовлена на основе клипа из цикла передач "Татары сквозь время" - Каюм Насыри и его современники | Как Урус Каюм стал великим татарский учёным на Ютуб-канале "Татары мира".

Оглавление цикла статей "История татар и сопредельных народов" на канале "История и культура Евразии"

Статьи канала "История и культура Евразии за январь 2022 года"

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы

Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" с 1 января 2022 года

Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" в 2021 году