Найти тему
Tatler Russia

Женщины семейства Ротшильд: кто они и как повлияли на формирование могущества клана

В семье Ротшильд женщины вели и ведут себя нескромно – то меняют премьер-министров, то гоняют на «бентли». У них много тайн, но Натали Ливингстон узнала почти все.

Фамилия Ротшильд ассоциируется с хорошим вином, мраморными лобби, шале в Межеве (это их деревня) и деньгами вперемешку с властью, конечно. Принято думать, что Ротшильдам принадлежит примерно все, так что и говорить нечего. Не говорят даже о банке с деньгами монархов и политиков всего мира. Как минимум два века финансовые решения этой семьи могли поменять – и меняли – историю планеты. Зато в области конспирологических теорий Ротшильды до сих пор суперзвезды, никто не сомневается, что именно они руководят мировым правительством. С ними на самом деле все сложно. В середине XIX века дворцы и коллекции искусства почти мгновенно стали собственностью семьи, которой важно было войти в круг аристократов, исторически снобировавших их по трем причинам: немцы, евреи и, что хуже всего, бедные. Семья резко разбогатела, вырвалась за пределы франкфуртского гетто и решила, как это принято сейчас называть, переизобрести себя. На эмблеме ювелирной мастерской, с которой в XVIII веке начался бизнес, был орел на красном щите, и сын ювелира, основатель банка Майер Амшель решил, что Rothschild («красный щит» – нем.) можно превратить в фамилию. Писатель и режиссер Ханна Ротшильд сравнила это с подходом новых олигархов и нефтяных шейхов: «Они подражают тем, кто, по их мнению, правильно тратит деньги». Баронский титул в 1816-м Ротшильдам пожаловал австрийский император Франц II.

ПОМЕСТЬЕ УОДДЕСДОН В ГРАФСТВЕ БАКИНГЕМШИР – САМЫЙ БОЛЬШОЙ ИЗ ДОМОВ РОТШИЛЬДОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
ПОМЕСТЬЕ УОДДЕСДОН В ГРАФСТВЕ БАКИНГЕМШИР – САМЫЙ БОЛЬШОЙ ИЗ ДОМОВ РОТШИЛЬДОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

Потребность «вписаться в круг» с годами была удовлетворена с лихвой, и современные Ротшильды ведут себя очень по-разному – кому как больше нравится. Особенно женщины. Среди них есть и тусовщицы, как, например, Ники Хилтон-Ротшильд, и ученые, и экономисты. Майер Амшель Ротшильд умер в 1812 году, написав в завещании, что ни дочь, ни зять, ни их наследники не могут иметь доли в банковском деле семьи: «Я никогда не прощу никого из своих детей, если, супротив моей отеческой воли, случится так, что моим сыновьям будет учинено препятствие в мирном наследовании и ведении дел». Таким образом Майер Амшель практически вычеркнул женщин из истории основанной им семьи. А что они сделали в ответ?

Я изучила книгу Ханны Ротшильд – биографию ее двоюродной бабушки Ники и эссе Мириам Ротшильд для Еврейского музея во Франкфурте о правилах ее семьи. Перебирала откровенные письма и личные дневники.

Чтение завораживало. Оказывается, женщины семьи Ротшильд играли ключевую роль в борьбе за гражданские права, которая привела к избранию первого в истории Великобритании премьер-министра еврея – Бенджамина Дизраэли. Розика Ротшильд (1870–1940) устроила скандал в женском теннисе, позволив себе подачу сверху, а Эмма Ротшильд (1844–1935) была настолько ортодоксальной, что, выйдя замуж, перестала даже плавать. Шарлотта фон Ротшильд (1819–1884) ограничивала свою деятельность в прессе тем, что давала советы главреду The Times, а ее праправнучка Рози (1945–2010) вступила в радикальную группу Spare Rib («Лишнее ребро») и писала ревью на арт-шоу, которые привлекали внимание Скотленд-Ярда. Констанс де Ротшильд (1843–1931) искала дружбы с королевой Викторией, а Ника гоняла на «бентли» наперегонки с Майлзом Дэвисом.

Написавшая для Еврейского музея эссе Мириам Ротшильд была очень современной женщиной. Блестящий энтомолог и при этом переводчик в Блетчли-Парке, где во Вторую мировую войну находился шифровальный центр Великобритании. Спонсировала изучение шизофрении, ввела в моду разведение полевых цветов в садах, была первой женщиной в попечительском совете Музея естественной истории, имела восемь почетных докторских степеней и прозвище Королева блох, потому что была крупнейшим в мире специалистом по этим насекомым. До конца жизни Мириам приглашали на телешоу и передачи о природе – остроумная, резкая, в белых резиновых ботинках (Мириам не носила кожу) и струящихся принтованных шелках из универмага Liberty, она была звездой. Журналисты ездили к ней в Нортгемптоншир, где на гектарах поместья нашлось место даже для зоопарка. Хозяйка разводила бабочек, которые порхали везде. «Невозможно подготовиться к встрече с Мириам Ротшильд, – написал один восторженный визитер. – Представьте себе Беатрис Поттер на психостимуляторах, это будет похоже».

СВАДЕБНЫЙ ПОРТРЕТ ШАРЛОТТЫ ФОН РОТШИЛЬД, 1836.
СВАДЕБНЫЙ ПОРТРЕТ ШАРЛОТТЫ ФОН РОТШИЛЬД, 1836.
Шарлотта была для семьи Ротшильд тем же, кем королева Виктория – для нации.

Изначально женщины семьи Ротшильд вели себя не очень эксцентрично. Первая из них – Гатл Шнеппер – вышла за Мейера Амшеля Ротшильда в 1770-м. Девушка из богатой семьи, благочестивая, скромная, она занималась в основном домом – притом что ее приданое стало стартовым капиталом для состояния Ротшильдов. Прошло много лет после смерти ее мужа, дети и внуки разъехались по столицам Европы, а она отказывалась покидать свой дом на узкой улице Франкфурта, которая до недавних пор оставалась еврейской. У дома толпились туристы в надежде увидеть в окно матриарха. Ханс Кристиан Андерсен отметил, что ее дверь охраняет стража. Он написал о Гатл рассказ в сборнике «Картинки-невидимки». Матриарх скончалась в возрасте девяноста пяти лет – редко кому в те времена удавалось прожить так долго.

В Великобритании потомки Гатл процветали. Ханна Ротшильд (в девичестве Барент Коэн, 1783–1850) была советником своего мужа Натана, основателя британской ветви банка. Он поддерживал новый имидж семьи тем, что покупал живопись и давал балы – на них играли Россини и Мендельсон. После краха Парижской биржи в неспокойном 1830-м Ханна занялась расследованием тайн, скрывающихся за ростом и падением французских государственных облигаций, и на основе полученной информации сама провела несколько весьма прибыльных спекуляций. «Будь спокоен, дорогой Ротшильд, – писала она мужу во время очередной бури на рынке. – В этот раз пронесет». И, как всегда, оказалась права. Сестра ее мужа Генриетта (1791–1866) вела себя довольно смело. В двадцать один год она ловко увернулась от затеи брата выдать ее замуж на свой вкус. Уехала в Лондон, вышла там за человека, с которым никто из ее родственников не был даже знаком, и помогла ему построить бизнес. После смерти мужа не скучала – давала у себя в Мэйфэйре обеды, на которых друзья, в том числе премьер-министр Бенджамин Дизраэли, по всем правилам церемоний вели своих супруг к столу. Внуки обожали Генриетту «за старое доброе еврейское чувство юмора».

Третье поколение женщин семьи родилось не просто в достатке, а в фантастическом богатстве. Самой примечательной из них была, наверное, Шарлотта фон Ротшильд. Она росла между Неаполем и Франкфуртом, и первые месяцы в Лондоне напугали ее «плотной атмосферой метрополии». Но через несколько лет благодаря тонким шуткам, уверенности в себе и манерам она стала одной из ключевых фигур в обществе Вест-Энда. Дизраэли написал с нее Еву, героиню своего романа «Танкред, или Новый крестовый поход». Шарлотта направляла процесс британской еврейской эмансипации, муж был в этом политическом процессе ключевой фигурой. Она от своего лица написала открытое письмо, в котором назвала тори виконта Челси безумным фанатиком. Для Ротшильдов тогда Шарлотта была как королева Виктория для нации – с той разницей, что приглашения на обеды Шарлотты ценились выше.

Лорд Розбери, по легенде, однажды сказал, что у него в жизни три мечты: выиграть дерби, жениться на богатой наследнице и занять пост премьер-министра. Он их исполнил, но ключом к первой и третьей стала вторая – Ханна, герцогиня Розбери (урожденная Ханна де Ротшильд, 1851–1890). Она среди прочего организовала знаменитую Мидлотскую кампанию лидера Либеральной партии, экс-премьера Уильяма Гладстона. Когда он ездил по городам и произносил пятичасовые речи о Крымской войне, турках и России, Ханна не гнушалась стоять под сценой и приводить в чувство упавших в давке в обморок мужчин с помощью своих нюхательных солей. Позже, в политической лихорадке 1880-х, она по секрету давала советы секретарю Гладстона, когда тот пожелал в третий раз стать премьер-министром. Переговоры шли ожесточенные, а Ханна тем временем писала: «Я все же уверена, что права – должно получиться. Пусть старается». Получилось. Лорд Розбери же стал премьером в 1894-м, через четыре года после смерти жены, но политическим влиянием он обязан ей.

НИКИ ХИЛТОН-РОТШИЛЬД С МУЖЕМ ДЖЕЙМСОМ РОТШИЛЬДОМ В НЬЮ-ЙОРКЕ, 2019.
НИКИ ХИЛТОН-РОТШИЛЬД С МУЖЕМ ДЖЕЙМСОМ РОТШИЛЬДОМ В НЬЮ-ЙОРКЕ, 2019.

В начале XX века в семье отличились две женщины, получившие фамилию Ротшильд в день свадьбы. Венгерка Розика фон Вертеймштайн играла в теннис, говорила на нескольких языках и была интеллектуалкой с весьма вольными понятиями о благопристойности. А Долли Пинто – острая на язык девушка из очень хорошей семьи – вышла за старшего в клане Ротшильдов. И вместе с мужем взяла на себя огромную политическую ответственность – младшие в это время сражались на фронтах Первой мировой. Супруги были великими дипломатами и лоббистами. По сути, это они подвели внешнюю политику страны к тому, что британское правительство создало в Палестине страну для евреев. Розика же взяла на себя часть обязанностей мужа в банке Ротшильдов, вела переговоры о ссудах правительству родной Венгрии и писала невестке Долли письма, в которых описывала холодный прием и отвратительный грибной суп, которые ждали ее в столовой банка. Розика умерла в 1940-м, Долли же прожила достаточно долго, чтобы увидеть воплощение мечты – Государство Израиль. Она стала одним из главных покровителей молодой страны и секретным советником нескольких ее лидеров.

ДЖАЗОВЫЙ МУЗЫКАНТ ТЕЛОНИУС МОНК И БАРОНЕССА ПАННОНИКА (НИКА) ДЕ КЕНИГСВАРТЕР (УРОЖДЕННАЯ РОТШИЛЬД) В НЬЮ-ЙОРКЕ, 1964.
ДЖАЗОВЫЙ МУЗЫКАНТ ТЕЛОНИУС МОНК И БАРОНЕССА ПАННОНИКА (НИКА) ДЕ КЕНИГСВАРТЕР (УРОЖДЕННАЯ РОТШИЛЬД) В НЬЮ-ЙОРКЕ, 1964.

Дочери Розики, по общему мнению, строили жизнь совершенно безрассудно. У энтомолога Мириам, например, к стойкам балдахина кровати были подвешены пластиковые пакетики с блохами, она считала, что смотреть на них в микроскоп – «удовольствие сильнее марихуаны». Ее младшая сестра Панноника (Ника) во время Второй мировой сражалась в рядах «Свободной Франции» против немцев в Африке и водила санитарную машину в Италии. Она вышла замуж за дипломата с баронским титулом, но сбежала от него в Нью-Йорк, чтобы «выйти на джазовую сцену». И вышла, хотя не пела и не играла на музыкальных инструментах. «Во всех клубах на ее имя всегда были зарезервированы столы. Она дала мне номер, по звонку на который лимузин нашел бы меня в любой точке Нью-Йорка, – с нежностью вспоминает пианист Хэмптон Хоуз. – Если я нажирался или меня просто все бесило, я звонил – и машина везла меня прямо к ней на подушку».

На ее подушках разыгрывалась история джаза середины XX века. Чарли Паркер умер в ее сюите в Stanhope Hotel. Тема Ba-Lue Bolivar Ba-Lues-Are Телониуса Монка, которого она любила до самой его смерти в 1982-м, была написана по мотивам скандалов, которые Ника устраивала менеджерам отеля Bolivar. Своего дома у мецената не было, из отелей ее выселяли за плохое поведение, и в итоге она переехала в модернистское здание в Вихокене, штат Нью-Джерси, там несколько лет с ней жил Монк – в компании большого рояля Steinway и сотни кошек. Кстати, у Ники было пятеро детей, но она их оставила бывшему мужу.

У моей книги The Women of Rothschild, которая вышла в ноябре, не было задачи рассказать историю ангелов и воительниц – среди женщин Ротшильдов были хулиганки и конформистки, ортодоксы и идеалисты, звезды и интроверты. Но все твердо помнили, к какой семье принадлежат. Как сказала Ханна Ротшильд, эта фамилия «заходит в комнату впереди тебя». Привилегированное положение – одна из разновидностей трудного положения.

Вышел новый сезон

Старые деньги и древняя магия – не единственные активы наших современниц из семьи Ротшильд.

Джессика де Ротшильд

Театральный режиссер, кинопродюсер. В 2010-м вышла за большого оригинала – режиссера Сашу Джерваси. Вместе с ним поставила фильм «Мой ужин с Эрве». Поддерживает благотворительный фонд Eranda.

-5

Саския де Ротшильд

С 2018 года Саския – главная в Château Lafite Rothschild. Она резко сменила вектор своей карьеры – раньше была журналистом, провела месяц в Кабо-Верде, где брала интервью у заключенных в тюрьме La Maca.

-6

Ники Хилтон-Ротшильд

Подруга Леди Гаги по школе, сестра Пэрис Хилтон, наследница отельеров занимается бизнесом и светской жизнью. В 2015-м вышла замуж за Джеймса Ротшильда, племянника лорда Ротшильда. У них две дочери.

-7

Кейт Ротшильд

Плод союза семей Гиннесс и Ротшильд. Вышла за финансиста Бена Голдсмита, развелась. Возглавляет операционный отдел лейбла Roc Nation, который принадлежит Джей-Зи. Летом у нее и бизнесмена Пола Форкана родился сын.

-8

Лоретта Ротшильд

Бывшая модель, позировала топлес, вышла за Ната Ротшильда, сына и наследника лорда Ротшильда. На двадцать лет моложе мужа. Живет то в Швейцарии, то в Лос-Анджелесе. Отец Лоретты – казначей правой популистской партии Reform UK.

-9

Ханна Ротшильд

Писатель, режиссер, филантроп, член Тайного совета Ее Величества. Дочь лорда Ротшильда. В 2015–2019 годах была первой женщиной, возглавившей совет директоров National Gallery. Cвою коллекцию бижутерии считает «восхитительно вульгарной».

-10

Фото: Giulia Marchi/The New York Times/East News; Gettyimages.com; Pa Images/Tass; Rex Features/Fotodom.ru