Жизнь наполнена страхом. Он может быть двигателем прогресса, разрушителем нации, толчком для спасения собственной жизни. Антиутопия, созданная Уильямом Голдингом, пропитана страхом. В «Повелителе мух» он калечит героев и будит их темную сторону.
Под ярким солнцем тропического острова страх превращает людей в чудовищ.
Я расскажу о трех проявлениях разрушающей силы страха. Они наиболее яркие и необратимые.
Из лидера церковного хора в вожди племени
Джек Меридью был лидером. Он привык быть сильным и успешным. На острове все пошло не так. Если свой проигрыш за главенство Джек принял достаточно спокойно, то неспособность отнять жизнь, убить свинью он считает трусостью. А трусов презирают, над ними смеются. Джек должен доказать, что ничего не боится.
Охота становится для мальчика идеей-фикс. Как только он переступает через свой страх и совершает убийство, внутри рушатся все моральные нормы, привитые воспитанием. Джек становится жестоким. Теперь ему нужна абсолютная власть. К ней он идет, отбрасывая понятия честности, благородства, сострадания. Подросток создает племя дикарей, в котором правят голод и страх. Всех, кто не желает ему подчиняться, ждет смерть.
Путь от жертвы до палача
Роджер во время ритуальной пляски изображал свинью. И когда, охваченные стадным чувством победы над дичью, мальчишки начали бить его по-настоящему, он испугался за свою жизнь. Потрясение оказалось настолько сильным, что сломало Роджера. Из неуверенного подростка он превратился в жестокого палача. Именно не его долю приходятся пытки захваченных близнецов и наказания, которые он придумывает провинившимся в племени. Чтобы не позволить страху вернуться, чтобы защитить свою жизнь, нужно сделать так, чтобы боялись тебя.
Чудовища рождаются из страха
Страх перед островом, темнотой и неизвестностью создал легенду о Звере, в которую поверили почти все ребята. Ночь обостряла панку перед непобедимым чудовищем. Страх помешал мальчишкам разглядеть в фигуре, вышедшей из джунглей, Саймона. Ужас превратил их друга в Зверя, толкнул на убийство. Страх перед совершенным злодеянием подкинул спасительное оправдание. Никто из убийц не смог признаться себе в том, что произошло на самом деле.
Ужас можно заглушить ритуальными танцами и жертвоприношениями. Простые, понятные действия совершать легче, чем посмотреть страху прямо в глаза. Подчиняться проще, чем нести ответственность и анализировать происходящее. Быть дикарем, прятаться за маской легче, чем оставаться цивилизованным человеком.
Роман «Повелитель мух» полностью выдуман. И в то же время он абсолютно правдив. Это зеркало, в котором мы видим самих себя. Оно преувеличивает, излишне выпячивает недостатки и заставляет думать. И учит бороться, напоминая, что Зверь живет внутри каждого человека. Он просыпается, когда мы начинаем бояться.