По Рештскому 1732 года и Гянджинскому 1735 года трактатам правительство российской императрицы Анны Иоанновны отказалось от территорий в Восточном Закавказье, которые были присоединены к России в ходе Персидского похода 1722–1723 гг. императора Петра I.
Весной 1795 года сильная иранская армия Ага Мохаммеда-хана, поддерживавшегося Великобританией, стремительно вторглась в Карабах, Азербайджан и Грузию, осадив столицу Карабахского ханства город Шушу. Но защитники города сумели отбиться, нанеся персам чувствительный урон. Бросив непокорную Шушу, Ага Мохаммед-хан повернул свои войска на Тифлис.
12 сентября 1796 года в кровопролитном сражении при Крцаниси Ага Мохаммед-хан разгромил войска царя Картли и Кахети Ираклия II, захватил и подверг опустошительному разгрому город Тифлис. Тысячи жителей грузинской столицы были убиты или уведены в плен; воды Куры полнились от многочисленных трупов мужчин, женщин и детей несчастного города. Царь Ираклий II обратился к единоверной России за помощью.
Выполняя свои обязательства по Георгиевскому трактату 1783 года, Екатерина П приказала сформировать 13- тысячный экспедиционный корпус с целью оказания военной помощи Грузии. Корпус формировался в городе Кизляре; в его состав вошли кавалерийские бригады генералов Л.Л. Беннигсена, И.А. Апраксина и пехотные бригады генералов С.А. Булгакова и А.М. Римского-Корсакова. Во главе всего русского корпуса, насчитывавшего 13 тысяч бойцов, Екатерина II поставила 24-летнего генерал-поручика графа Валериана Александровича Зубова, брата своего фаворита Платона Зубова [1].
Влились в корпус и донские казачьи полки, которые возглавил знаменитый донской казак М.И. Платов, 1 января 1793 года получивший чин генерал-майора русской армии, по настоянию Валериана Зубова назначенный походным атаманом. «Граф Зубов, - писал биограф Платова Николай Смирный, - зная уже отличные достоинства Платова, пожалованного перед тем генерал-майором, желал непременно, чтобы он был начальником всех иррегулярных войск, в состав вверенной ему армии входивших, и тем доказал, что ему, хотя еще неопытному полководцу, однако ж известна была важность хорошего выбора людей и самое искусство быть в сём выборе безошибочным. Монархиня, склоняясь на убеждения младого героя, повелела генерал-майору Платову быть в армии графа Зубова походным войсковым атаманом как донских, так и прочих там действовавших казачьих полков» [2]. Заместителем М.И. Платова в Персидском походе стал полковник А.К. Денисов. В походе приняли участие старший сын Платова Иван, пасынок Хрисанф Кирсанов и племянник Николай Демьянович Платов. Донские казачьи полки формировались в том числе и на добровольных началах. Например, в ордере войскового атамана А.И. Иловайского от 24 марта 1796 года говорилось: «Не окажется кто из лучших казаков по своей охоте идти с господином генерал-майором и кавалером Платовым в Персию» [3].
18 апреля 1796 года русский корпус выступил из Кизляра, намереваясь через Дагестан пройти в азербайджанские провинции Ирана, чтобы защитить грузинские земли и силой оружия заставить Ага Мохаммеда-хана уважать суверенитет и целостность Грузии.
Конные казачьи полки М.И. Платова в это время двигались через Тарки и Буйнак, направляясь к Дербенту на соединение с основными силами русского корпуса. 2 мая передовые казачьи сотни показались у Дербента, где уже разворачивались для осады города регулярные полки русской армии.
Дербент, располагавшийся на высоком холме, казался грозным и неприступным. Это впечатление усиливали зубчатые каменные стены с мощными угловыми башнями. Имелись еще внутренние крепостные стены, делившие город на три части и усиливавшие его оборонительные возможности. Сильный гарнизон во главе с ханом Шиг Али Дербентским отказом ответил на предложение В.А. Зубова сдать город на весьма почетных условиях. Тогда россияне приступили к осадным работам, разворачивая свою артиллерию.
Вблизи Дербента в состав отряда М.И. Платова влились восемь казачьих сотен, которыми командовал генерал-майор И.Д. Савельев, много лет проведший на пограничной терской линии и раньше всех подошедший со своими казаками к Дербенту.
9 мая русская артиллерия открыла сильный огонь по крепости, нанеся противнику значительный урон в живой силе. На следующий день в результате многочасового штурма город был взят [4]. В бою отличились и донские казаки, принявшие участие в блокировании всех подъездных путей и во фронтальной атаке крепости. Правитель ханства Шейх-Али-хан с повешенной на шее, в знак покорности, саблей явился в русский лагерь. 120-летний седой старец, который в 1722 г. приветствовал Петра 1, захватившего Дербент, преподнес на серебряном блюде ключи от цитадели В.А. Зубову, сказав короткую речь [5]. Тринадцатого мая российские войска торжественно вступили в город, казаки заняли цитадель. В крепости было захвачено 5 знамен, 28 пушек, 11 тысяч единиц холодного и огнестрельного оружия. Потери русских в боях за Дербент составили 118 человек убитыми и ранеными.
За взятие Дербента граф В.А. Зубов получил орден Святого Георгия 2 степени и алмазные знаки ордена Андрея Первозванного. Казачий генерал И.Д. Савельев был пожалован Аннинской лентой, а всем казакам раздали по одному рублю, деньги немалые по тем временам. После двухнедельного отдыха в захваченном Дербенте русский корпус двинулся к городу Куба. Впереди шли казаки М.И. Платова, которые первыми переправились через ревущую горную речку Самур, ширина которой в отдельных местах доходила до полутора километров [6].
Падение Дербента принесло русским добрые плоды: узнав об этом событии, 15 июня 1796 года русской армии без боя сдались сильные крепости Куба и Баку. Вскоре пали Ганджа и Хамалаки. Русский корпус двинулся вглубь иранской территории. Однако поход становился для казаков и для всей русской армии все трудней и трудней. Громады гор, нависшие со всех сторон, создавали тягостно-непривычную для казаков обстановку. Постоянные и неожиданные нападения неутомимых горцев и персидской легкой конницы заставляли казаков все время быть начеку. Особенно досаждал донцам Мустафа-хан Ширванский, всегда нападавший неожиданно и быстро скрывавшийся с места боя. Генерал Платов поставил своим казакам задачу во что бы то ни стало поймать Мустафу Ширванского. Несколько раз донцы почти держали его в руках, но каждый раз хану удавалось ускользнуть от казаков. Поймать удачливого Мустафу позже посчастливилось только А.П. Ермолову, который в этом походе в чине капитана командовал артиллерийской батареей.
Русские войска с боями продвигались вперед. В один из ноябрьских дней 1796 г. передовые конные сотни М.И. Платова вышли к селению Джевата, стоявшему в месте слияния Аракса и Куры [7]. В.А. Зубов планировал построить здесь крепость Екатериносерд и, перезимовав в ней, весной возобновить наступательные операции против персов.
Развернулись объемные строительные работы, и вскоре здесь возник городок, торговать куда приезжали купцы окрестных народов, пригоняя стада различного скота. Казаки вели разведку, обшаривая огромную Муганскую степь, доходя до Гиляна. Противника нигде не было, ибо персидский шах с войсками в это время находился в походе.
Военный успех русского корпуса был налицо: за короткий срок россияне заняли Дербентское, Кубинское, Бакинское, Казикумыкское, Ширванское, Карабахское ханства; в их руках оказался весь берег Каспия от устья Терека до устья Куры. Азербайджан лежал перед русскими незащищенным, путь на Тегеран был открыт. Императрица пожаловала В.А. Зубову чин генерал-аншефа, назначив наместником Кавказа вместо генерала И.В. Гудовича. Войска готовились к дальнейшему наступлению в глубь Ирана. Но, в связи со смертью 6 ноября императрицы Екатерины II и восшествием на престол императора Павла I, изменилась внешняя политика Российской империи. В начале декабря 1796 г. русские войска получили императорский приказ уйти из Закавказья. 6 декабря Валериан Зубов сложил с себя полномочия главнокомандующего, возвратив власть на Кавказе генералу И.В. Гудовичу. Персидский поход, столь успешно начатый, завершился по воле императора Павла 1 возвращением персидскому шаху всех захваченных русскими войсками земель. Персидский поход завершился, но территориальные и политические притязания противоборствовавших сторон остались.
Казаки М.И. Платова вернулись на берега родного Дона. За боевые успехи в этом походе М.И. Платов был награжден орденом Святого Владимира 2 степени и получил золотую саблю с алмазами «За отличные действия при штурме и овладении крепостью Дербентом» [8]. После смерти атамана Платова эта сабля была передана в Капитул российских и царских орденов. 5 октября 1909 года на Войсковом казачьем Кругу в Новочеркасске флигель-адъютант Николая II князь Долгорукий передал эту шашку «на вечное хранение войску Донскому в воспоминаниях о героических подвигах атамана Платова»[9]. Уникальная эта сабля в настоящее время находится в экспозиции Новочеркасского музея Донского казачества.
Источники и литература
1. Потто А.В. Кавказская война. В 5-ти томах. Т.1. От древнейших времен до Ермолова. Персидский поход Зубова. СПб., 1887. Библиотека «Вехи», 2007. С.2.
2. Смирный Н. Указ. соч. Ч.1. С.42-43.
3. СОВДСК. Вып.12. С. 93-94).
4. Потто В.А. Два века терского казачества (1577-1801). Т.2. Владикавказ, 1912. С. 213.
5. Потто В.А. Кавказская война. В 5-ти томах. Т.1. С.3.
6. Бакунина В.И. Персидский поход в 1796 году. Воспоминания Варвары Ивановны Бакуниной. // «Русская старина». 1887. Т. 53. № 2. С. 364.
7. Тарасов Е.И. Донской атаман Платов (1751-1818). Его жизнь и подвиги. СПб., 1902. С.9.
8. СОВДСК. Вып.1. Новочеркасск, 1901. С.71.
9.Коршиков Н.С. Указ. соч. С.14).
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.