Ну что продолжаем смотреть этот так сказать фильм "аллегорию". Пятая серия начинается уже в 1943 году в штабе особого отдела СМЕРШ. Маковецкий рассказывает Мите что, после того памятного боя в живых осталось всего четверо штрафников. Ага в октябре 1941 года, и уже штрафники. Далее Маковецкий говорит что у него есть протоколы допроса СМЕРШ, после того как четверо вышли из окружения и вернулись к своим. Видать Михалков так хорошо документы изучал что забыл что, 19 апреля 1943 года постановлением Государственного комитета обороны СССР было создано легендарное управление советской военной контрразведки "СМЕРШ". В качестве названия организации была принята аббревиатура от лозунга "Смерть шпионам". А тут у нас есть протоколы допросов СМЕРШ, за 1941 год. Историчность как она есть.
Далее выясняется что Михалков с товарищами содержался под арестом пока не был сформирован новый штрафной батальон, где режиссер картины провоевал до лета 1942 года. Ой не зря сценаристом данной картины является Володарский, ой не зря, сразу видно "мастера" написавшего книгу "Штрафбат". Тут же выясняется что Котов направлял запрос о судьбе дочери и что дочь Михалкова считается пропавшей без вести.
Далее действие переносится на 1941 год. По проселочной дороге несется запряженная двумя лошадьми цыганская кибитка, за ними следом едет немецкая колонна техники. За тем нам показывают какую то деревню, куда заезжает колонна. В эпизоде с въезжающими в деревню немцами примечателен подбор техники. В кадре присутствуют: танк, самоходка, броневик, мотоциклы, грузовики, автомашины, велосипеды. В действительности такая подборка транспорта невозможна ввиду противоречия структурной организации Вермахта в 1941 г. В разведбатальонах танковых и моторизованных дивизий не было велосипедов и самоходок, в разведбатах пехотных дивизий не было самоходок и мотоциклов.
Трое немцев решили остановится у колодца, водички напиться. В этом эпизоде, один из трех немцев одет в форму образца 1944 г. Двое остальных — унтер-офицеры, бросившие свои отделения, что примечательно для армии, победившей всю Европу. И тут выбегают цыгане, которые не слышали и не в курсе что с 1935 года в Германии и на оккупированных территориях происходит геноцид цыган.
Законодательной базой для начала преследований цыган стал принятый в Баварии 16 июля 1926 года «Закон о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами». По его образцу были ужесточены законы и в других регионах.
Следующим этапом стал период с 1935 по 1938 гг., когда полиция и ведомства социального обеспечения во многих городах стали помещать цыган в лагеря принудительного содержания, зачастую обнесённые колючей проволокой, и подчинять их там строгому лагерному распорядку. Так, 16 июля 1936 года, в связи с Олимпийскими играми, проводившимися в тот год в Берлине, цыгане были изгнаны за черту города и отправлены на участок, впоследствии получивший название «площадки для привала Марцан».
С марта 1936 года на цыган были распространены положения так называемых «нюрнбергских расовых законов» о гражданстве и расе, которые прежде распространялись только на евреев: им также было воспрещено вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, было снято гражданство нацистской Германии.
Имперский министр внутренних дел Фрик уполномочил начальника берлинской полиции провести «всеобщий день облавы на цыган». На клине земли между марцанским кладбищем, линией городской железной дороги и полями уже в мае 1936 Имперская служба труда подготовила место для устройства «площадки для привала Марцан».
Через лагерь Марцан прошли как минимум 1500 цыган. Это был накопитель, первая станция на пути к уничтожению. Подавляющее большинство находившихся в нём людей было депортировано в мае 1943 года в лагерь уничтожения Освенцим.
С осени 1941 года на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на их пути таборы. В декабре 1941 года Айнзацгруппой «D» (которой командовал О. Олендорф) были проведены массовые казни цыган в Крыму, причём уничтожались не только кочевые цыгане, но также и оседлые семьи. Начиная с весны 1942 года, эта практика была перенесена на всю оккупированную территорию СССР (за исключением румынской зоны оккупации).
Каратели руководствовались «принципом крови». Казни цыган-колхозников, городских рабочих или артистов не вписывались в рамки борьбы против таборного криминала. Достаточно было цыганской национальности, чтобы пополнить ряды жертв. Несколько позже геноцид по национальному признаку дополнился акциями «антипартизанской войны». В 1943—1944 годах цыгане уничтожались заодно со славянами при сожжении «партизанских деревень», при борьбе с подпольщиками в городах и так далее.
Но так как у нас тут фильм от Никиты Михалкова то один из солдат Вермахта хочет лошадь у цыган конфисковать, на что цыгане говорят что у них на лошадь есть разрешение, а что бы лошадь не забирали, то они подарят солдату Вермахта песню. Они начинают петь, орать, хватать немца за форму мешая передвижению, а за тем начинают за ним бегать. Заканчивается это вполне предсказуемо, немец достал автомат и открыл огонь по цыганам. Молодцы цыгане, ничего не скажешь, заработали премию Дарвина. Один немец в шоке:-Ты зачем это сделал? Ты что из СС?
Видать Михалков не знает, хоть и говорит что изучал сотни документов, что существовала Директива верховного главнокомандования вермахта от 13 мая 1941г. О военной подсудности в районе «Барбаросса». Согласно этой директиве вооружённые силы Германии «освобождались» от всякой ответственности за любые преступления на оккупированной советской земле».
Эта директива юридически и морально легализовывала и оправдывала массовые преступления вермахта. Оккупационные органы также были снабжены «особым положением о наказаниях», фактически санкционировавшим массовый террор на захваченной территории Советского Союза.» Но, как видно, речь Гитлера на совещании 14 июня 1941 г., по своей человеконенавистнической сути, превзошла даже эти чудовищные документы.
По словам Черчилля, именно «устные приказы фюрера», как называли эти речи Гитлера его генералы, определили жестокость нацистов по отношению к гражданскому населению на оккупированных территориях:
«На совещании 14 июня 1941 г. он отдал приказы, которые в значительной степени определили поведение германской армии по отношению к русским войскам и населению и привели к множеству жестоких и варварских поступков».
Первый случай зверств германской армии на территории Советского Союза приходится на первый день войны. Ещё не было никакого сопротивления со стороны местного населения—а зверства уже начались 22 июня 1941 года фашисты, наступая, ворвались в деревню Альбинга Клайпедского района Литвы.
Солдаты ограбили и сожгли все дома. Жителей — 42 человека — согнали в сарай и заперли. В течение дня 22 июня фашисты убили несколько человек — забили насмерть или застрелили. Уже на следующее утро началось планомерное уничтожение людей. Группами крестьян выводили из сарая и хладнокровно расстреливали. Вначале всех мужчин, потом очередь дошла до женщин и детей. Пытавшихся бежать в лес расстреливали в спину.
Уже 24 июня 1941 г., на третий день войны против СССР, германские войска захватили литовский город Каунас, а 25-го там уже начались убийства евреев, которые осуществлялись при полном взаимопонимании и взаимодействии между вермахтом и зондер-командами СС. Опыт сотрудничества армии и СС в проведении массовых расправ над мирным населением многократно использовался в дальнейшем.
А у нас про геноцид цыган, и про расстрелы мирного советского населения не знает очкастый фашист, который на секундочку находится на оккупированной немцами советской территории. А согласно сюжету картины уже август 1941 года. Что то уже в картине с добрыми немцами прямо перебор. То добрые немецкие пилоты вынуждены баржу потопить, так как русские на них напали, то танкисты вынуждены курсанта переехать, так как он танк штыком заколоть попытался, и тут немец убил цыган, опять же вынужденно, так как они его достали. Ну а далее по сюжету, немцы сожгут жителей деревни , опять же вынужденно , потому что злобные русские бабы двоих фашистов в сарае убили.
Сердобольный немец садится на велосипед и уезжает. Стрелок тоже уходит. Остается один фашист и цыганская девочка, которая начинает танцевать. Стрелок убивший до этого цыган, натыкается на Надю Котову, она от него убегает и начинает стучаться в окна деревенских домов, но черствые местные жители её не пускают. Надя забегает в сарай, фашист следует за ней. У немца, преследующего Надю по деревне, автомат и сумка с флягой висят то на левом, то на правом плече. За стрелком в сарай заходит еще один немец. И оба немца в итоге пропадают.
Из сарая выбегает Надя Котова а с ней еще одна женщина. Еще один немец на велосипеде начинает поиск пропавших и натыкается в сарае, на проявление жестокости от русских, одного немца зарубили топором , а второго проткнули вилами. Фашист начинает лихорадочно кричать и стрелять в белый свет как в копеечку. И спокойных ко звукам выстрелов из деревни, внимание немцев в итоге привлекает свисток. Немцы собирают всех деревенских, строят их всех перед сараем и требуют выдать виновных, обещая невиновных отпустить. Надя лежа с подругой на господствующей возвышенности, видя сколько в деревне оказалось людей, очень сильно удивляется что никто ей не помог. Товарка по несчастью ей на это говорит, что деревенские сами виноваты, дескать трусы, сидели смирно, немцев не убивали.
Котова возмущается и говорит что делать так нельзя. Женщина спасшая Надю и убившая немцев, хочет в итоге сдаться, что бы спасти жителей деревни от расправы. Но Котова сделать благородный поступок подруге не дает, сбивает её с ног и прижимает к земле. Пока на холме происходит истерика , немцы сгоняют всех деревенских жителей в сарай и поджигаю строение при помощи огнеметов. Досмотрев то как горит сарай с людьми, когда уже поздно и немцы уехали, Котова бросается деревенских жителей спасать. Но на этот раз сбивает Котову подруга и разгорается новая истерика, да еще с переплетением сюда бога.
Подруга Котовой говорит:- Ты в бога веруешь? Если веришь, то пожалуйста, не мешай ему сейчас. Потому что он не хочет нашей смерти. Ну не время еще , не время. Какая аллегория в этой сцене, я вообще не понял, может кто попытается объяснить? А дальше что ? Германия была вынуждена была напасть на СССР? Ах да, я как то забыл про Резуна-Суворова и его последователей, которые историю так и трактуют.
Небольшое уточнение. Сжиганием деревень занимались Зондеркоманды и Айнзатцгруппы, а не обычные строевые войска. Например 15 июня 1942 г. зондеркомандой Дирлевангера была дотла сожжена деревня Борки Кировского района Могилевской области. Сохранилось донесение Дирлевангера об акции в Борках от 16 июня 1942 г. В документе сообщалось:
«Вчерашняя операция против Борков проходила без соприкосновения с противником. Населенный пункт был сразу же окружен и захвачен. Местные жители, которые пытались бежать, были расстреляны, причем трое из них носили оружие. В результате обыска установлено, что деревня партизанская. Мужчин почти не было, мало лошадей, повозок. Были найдены семь русских автоматов, три ручных гранаты, боеприпасы, два пистолета. Жители расстреляны, населенный пункт сожжен». Дирлевангер рапортовал: «Расстреляно жителей — 1112, плюс ликвидировано СД — 633. Всего: 1745. Расстрелянные при попытке к бегству — 282. Общее количество: 2027»
Бывший член зондеркоманды, Альбин Ф., переведенный в штрафную часть из управления комплектования войск СС, 19 марта 1948 г. показал на суде, что происходило в Борках:
«…Деревни брались в кольцо. Никого не выпускали и не впускали. Поля обыскивали и людей сгоняли в деревни. На следующее утро около 6 часов утра всех людей — это была большая деревня, около 2500 человек — детей, женщин, стариков погнали к четырем или пяти амбарам… Вскоре прибыл Дирлевангер с 10 солдатами, офицерами и остальными, и приказал: "Немедленно всех расстрелять". Перед одним из амбаров он поставил четырех сотрудников СД с автоматами. Амбары открыли. Дирлевангер скомандовал: "Огонь!" В людскую массу стреляли из автоматов, без разбора, и неважно, кто это был — дети, женщины, старики. Было ужасно. Как только заканчивались патроны, заряжалась новая обойма. Никто не целился. Затем амбары закрыли. Сотрудники СД брали солому с крыши и поджигали амбары. Это была самая ужасная картина в моей жизни, которую я когда-либо видел. Никто не мог выйти из амбаров, пока они не рухнут. А Дирлевангер и его штаб стояли примерно в 50 метрах от амбаров с русским карабином. Когда тяжело- или легкораненые люди, охваченные огнем, пытались вылезти наружу, по ним вели стрельбу. Дирлевангер был во главе стрелков, не уходил, пока никого не оставалось в живых…»
Пока две подруги лежат в траве в позе зародыша, действие переносится опять в 1943 год. Маковецкий говорит Мите, что он знает кто такой Котов, и знает про то что Котову кто то из аппарата НКВД сменил 58 статью на статью уголовную. Далее он рассказывает что котов отказался от перевода из штрафбата и получил медаль за действия в 1942 году, и опять отказался переводится из Штрафбата в обычную стрелковую часть и дает Мите прочитать объяснение. Воспоминания Мити пропускаем, и телепортируемся уже в 1942 год. Штрафники с Котовым сидят где то на болоте, в засаде немца поджидают. Так удачно на лодке по болоту решил покататься немецкий офицер. Захват языка нам не показали, но видно что лодка дальше плывет уже пустая.
Котов один конвоирует немца, и очень хочет спать, немец это замечает и начинает петь ему колыбельную, В это время по небу летит по инструментам, немецкий бомбардировщик, при этом бомба у них еще застряла. Немецкие пилоты пытаются бомбу скинуть. Колыбельная срабатывает, Котов засыпает на ходу, роняет автомат а немец бросается бежать. Котов начинает за важным языком бегать и матерится. При этом умудряется в поле, ценного языка из виду упустить.
Увидев перед церковью следы на песке, Котов перед входом в калитку взводит затвор ППШ. Однако звук наложен от взводимого затвора, по всей видимости, автомата Калашникова. У ППШ выстрел производится «с заднего шептала», поэтому взводимый затвор остается в заднем положении до нажатия на спусковой крючок, и звук при этом — однократный глухой щелчок.
Пока Котов стоя у церкви ищет сбежавшего немца, немецкие пилоты вытряхивают бомбу из бомболюка, которого не было у Ju-87. Более того, бомбы держатся там на обычных пилонах, тогда как пикирующие бомбардировщики времен Второй мировой войны использовали специальные трапеции, чтобы в пикировании бомбы выходили за радиус вращения несущего винта. В бомбардировщике с застрявшей бомбой сидит пилот, а двое позади него пытаются сбросить бомбу через не существовавший бомбоотсек. При этом экипаж Ju-87 реально состоял из двух человек — пилота и стрелка.
От поисков сбежавшего немца, Котова отвлекают вещи дочери, которые он начинает разглядывать и обнюхивать, а тем времен к нему с костылем подкрадывается сбежавший такой ценный язык. От удара костылем по голове Котова спасает бомба, которую немцам удалось таки на землю спихнуть. Вместо того что бы взорваться, бомба пробив потолок, повисает на цепочке люстры.
Судя по внешнему виду бомбы, её масса 250 кг. (на данных самолётах применялись под фюзеляжем только 250-и или 500 килограммовые бомбы). Экипаж, у которого заклинило замки бомбосброса, летит в густой облачности. «Иду по приборам» — говорит пилот. На земле в это время (Котов гонится за немцем) ярко светит солнце. На какой высоте тогда летит самолет, какова нижняя граница облачности? 6-8 километров?Бомба, массой 250 кг, обладающая кинетической энергией при падении с такой высоты, не может повиснуть на паникадиле, рассчитанном на собственный вес. Кроме того удар при падении с большой высоты во много раз сильнее, но бомба детонирует только упав с потолка на пол.
Попа бомба висит на люстре, Котов с немцем совершают прыжок в высоту «рыбкой» через двухметровую ограду церкви и убегают в поле. И только после этого бомба падает и взрывается. Такой прыжок неподготовленному человеку, в полной амуниции, невозможен. Во времена действия фильма был популярен так называемый перекидной стиль преодоления высоты. В 1941 году этим стилем американский спортсмен Лео Стирс покорил новый мировой рекорд 2,11 м.
После чего Котов по отечески наказывает немца ремнем, а тот радуется, да еще и объясняет как правильно надо связывать руки. Пятая серия на этом заканчивается.
И вот уже Январь 1942 года. Успех операции под Москвой побудил Ставку принять решение о переходе к общему наступлению по всему фронту от Ладожского озера до Крыма. Основной удар планировалось нанести по группе армий «Центр» силами Северо-Западного, Западного и Калининского фронта, располагавшейся в районе западнее Ржева, куда в начале января 1942 года входили армии Калининского фронта и который находился в 250 км от Москвы.
8 января 1942 года Калининский фронт начал Ржевско-Вяземскую операцию, являвшуюся частью общего наступления Красной Армии и продолжавшуюся до апреля 1942 года. «Ржевские» операции – одна из излюбленных мишеней фальсификаций, спекулятивных трактовок. Мол, «бессмысленная мясорубка», «трупами завалили», «всё зазря»…
Во-первых, «провальными» сражения за Ржев нельзя назвать. Всего в районе ржевско-вяземского выступа Красная Армия провела четыре наступательных операции, и в конце концов в марте 1943 года цели этих операций были достигнуты.
Ржев, важнейший узел на этом стратегическом направлении, был освобождён; в течение всего этого времени мощнейшая группа армий «Центр» была связана боями и не могла не только наступать на Москву, но и перебросить свои отборные дивизии на южный фланг. В драматической ситуации 1942 года, когда решалась судьба войны под Сталинградом, для СССР это было критически важно.
Упрекать Жукова или Конева, что они прямо тогда, в 1942 году, не начали наступать на Берлин с ржевского плацдарма, – и безграмотно, и кощунственно. До Курской дуги и «Багратиона» было ещё далеко.
Видать начало этой операции и решил показать нам режиссер. Видимо, но я ни в чем не уверен.
Надя Котова санитарка тащит на волокуше здоровенно раненого в ногу мужика, который на неё еще и покрикивает. Дотащив мужика, до горящего танка, зачем то его бросает и уползает. Неблагодарный мужик начинает на Надю уже орать и проклинать. В это время Надя Котова находит в окопе еще одного раненого и начинает его тоже тащить. Мужик который Надю до этого проклинал, обрадовался увидев что она вернулась. Так как других санитаров нет, то Надя Котова по очереди начинает двоих раненых перетаскивать. Сцена с тем как Котова тащит за собой здоровенного мужика, напомнила похожую сцены из фильма "Они Сражались За Родину", когда маленькая Татьяна Божок тащила за собой здоровенного Сергея Бондарчука. Только там сцена смотрелась трогательно. а тут смотрится как издевательство. Сделаю небольшое отступление.
Самую первую помощь раненый красноармеец получал от бойцов санитарного отделения. Их было пятеро на восемь десятков бойцов и офицеров обычной стрелковой роты. Первоначально по штату на санотделение полагался всего один пистолет, которым вооружался командир отделения, как правило, в звании сержанта. Только в ходе войны все санитары и санитарки (доля женщин в этом звене медслужбы составляла 40%) получили личное оружие.
Но санитарное отделение могло оказать только самую необходимую и простую первую помощь раненым товарищам, поскольку из медицинского оборудования в его распоряжении были лишь сумки санинструктора (он же командир отделения) и санитаров, чаще — санитарок. Впрочем, большего от ротных медиков и не требовалось: их главной задачей была организация эвакуации раненых. Обнаружив бойцов, получивших ранения, красноармейцы санитарной роты обязаны были оценить вид ранения и степень его тяжести, оказать первую доврачебную помощь и вытащить с передовой в тыл роты, туда, где по уставу должны были быть подготовлены так называемые «гнезда раненых». А после этого санитарное отделение должно было вызвать санитаров-носильщиков и санитарный транспорт, чтобы раненых как можно быстрее доставили в батальонный медпункт.
Примерно такими же были обязанности санитарного взвода батальона, в составе которого воевали семь бойцов — три санинструктора и четыре санитара — под командованием офицера-военфельдшера. Их медицинский инструментарий был шире, чем у санотделения, но ненамного, поскольку задача оставалась прежней: как можно быстрее отправить раненого в ближайший тыл, где ему смогут оказать первую врачебную помощь. А этим занимался полковой медицинский пункт (ПМП), который разворачивала на расстоянии от двух до пяти километров от передовой санитарная рота полка. Здесь уже были настоящие врачи — четыре офицера (в том числе старший врач полка), а также одиннадцать фельдшеров и четыре десятка санинструкторов и санитаров.
Именно на полковых медпунктах шла первичная сортировка раненых по тяжести ранений и их виду. От этого зависел дальнейший путь попавших сюда красноармейцев и офицеров. Те, кто получил самые легкие ранения, могли и не отправляться еще глубже в тыл, они получали первую врачебную помощь и возвращались в свои подразделения. Тем же, кому требовалась квалифицированная медпомощь, чаще всего хирургическая, предстояла дорога дальше, в тот самый медсанбат — последнее и самое, наверное, главное звено первичной медицинской базы Красной Армии.
Медсанбаты не случайно называли «главной хирургической»: именно тут, в дивизионном тылу (а штатно медико-санитарный батальон входил в состав именно дивизии), на дивизионном медицинском пункте, раненые получали квалифицированную хирургическую помощь. По послевоенным обобщенным данным, на дивизионных медпунктах оперировали почти три четверти всех раненых!
Дотащив бойцов до наших позиций Котова начинает дуть в свисток, прибегают санитары. И вот уже показывают палаточный госпиталь. Котова отдыхает, тут вбегает какая то бабка и начинает спрашивать у кого третья группа крови. Такая оказывается у Котовой, и не дав толком отдохнуть, её вызывают. Оказывается что вторым она вытащила раненого немца, а тот первый мужик раненый в ноги уже помер. И тут выясняется зачем она раненого в ноги бойца бросила и поперлась немца вытаскивать. Она как то учуяла запах одеколона который от немца исходил, а таким одеколоном пользовался раньше сам Котов. Ну что тут скажешь, а нюх как у собаки и глаз как у орла. Интересно сколько литров одеколона, немец на себя вылил, что его по запаху нашли?
Далее как я понял раненному немцу, которого вытащила Котова делают операцию, Котова выполняет тут роль донора крови, она лежит на соседнем столе и немцу делают переливание крови. Тут заходит особист и говорит что бы врачи прекращали делать операцию немцу, дескать немец нам не нужен, так как его часть на фронт прибыла недавно, то ничего полезного он не знает. Врач возмущается, как это так, они провели уникальную операцию Командир говорит что своих раненых много, кому так же помощь требуется, но врач против прекращения операции. Тогда злобный особист говорит, что он, записку докладную напишет, что врач отказалась выполнять приказ, прекратить оперировать фрица и заниматься нашими ранеными. Врач на это говорит, что пока она по приказу особиста делала операцию немцу, за это время уже умерло от ран двое советских бойцов и пусть он сам на себя тоже донос напишет. Врач продолжает оперировать немца, попутно читая ему стихи, на немецком, что бы его успокоить. Операция прошла успешно, Котову назначают к немцу сиделкой. Оттого как врач после операции начинает дико ржать, создается впечатление что она под кайфом.
Далее немец то ли хотел покончить с собой, то ли еще что не понятно, но его привязали к кровати и врач лично пришла делать ему перевязку, в то время как бойцов Красной Армии она игнорировала. Она говорит что он немец будет жить, так как русская девушка отдала ему литр своей крови, а она врач еврейка сделала фашисту уникальную операцию. На что немец говорит что он служил в СС, что он враг и что врачу ничего не стоит его убить и ей ничего за это не будет. И сам бы он бы её убил.
На что врач заявляет, что в другой ситуации она бы немца тоже убила не задумываясь, Но она его спасла, дала ему вторую жизнь и что она немцу теперь что то вроде матери. После таких слов немец начинает истерично петь, врач после этого уходит. А я сижу и думаю, зачем я все это смотрю и слушаю этот диалог.
Фашист осколком стекла перерезал веревки, и так как никакого охранения поставлено не было, несмотря на серьезное ранение, стоит в одних кальсонах уже где то в поле и зовет маму. К чему добавили эти сцены? Зачем они нужны? Для чего вообще этот фильм сняли а потом смонтировали еще и сериал?
Действие ОПЯТЬ переносится в 1943 год. Маковецкий докладывает Мите, что точно сказать где сейчас находится Котов и жив ли он вообще, сказать не может. После этого действие переносится уже на февраль 1942 года и следует знаменитая сцена с Котовой и раненым обожжённым танкистом. Эту сцены комментировали уже все кому не лень. А так как я человек ну очень ленивый, то я комментировать не буду. На это Предстояние заканчивается и далее начинается Цитадель.
Продолжение следует...
При написании этой статьи использовались скриншоты сделанные мною при просмотре этого сериала на одном из ютуб каналов.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, да и на канал подписываться не забывайте.
#История антисоветских мифов #мифы и реальность #великая оболганная война