Год рассказывали, как российские войска отправят в Белоруссию, еще три месяца о том, как их пошлют на Украину, а в итоге они оказываются в Казахстане за один день. 30 лет стабильности и запущенный транзит власти не спас Казахстан от политического пожара, для тушения которого легитимной власти понадобилось пойти на крайние меры – обращаться за помощью к Москве. Это не просто вышедший из-под контроля массовый протест, это переломный момент в современной истории не только Казахстана, но и всего постсоветского пространства.
О причинах и поводах протестов в самом их начале Александр Баунов говорил с Алексеем Венедиктовым в эфире «Эха Москвы». Тогда было ясно немногое, сейчас же становится ясно одно: для Казахстана произошедшее означает конец долгой эпохи Елбасы (лидера нации) Нурсултана Назарбаева. Неоднозначное наследие лидера, который возглавлял страну с советских времен и за 30 с лишним лет выстроил нынешнюю модель, еще предстоит оценить историкам. А оценку нынешним событиям дают в развернутом анализе Александр Габуев и Темур Умаров.
Баунов же выбрал внешнеполитическую сторону событий, которые уже привели к смене положения Казахстана во внешнеполитическом пространстве. В современном мире невозможно быть модернизированной, дружественной Западу автократией и одновременно приглашать на свою территорию российские войска. А для России Казахстан – одновременно возможность доказать свои амбиции и опасность оказаться не вполне на их уровне.
Параллельно с Казахстаном всю прошлую неделю российские и западные дипломаты вели переговоры на площадках Женевы, Брюсселя и Вены. Разговор не завершился скандалом и окончательным разрывом, но не позволяет сейчас рассчитывать на дипломатическое решение продолжающегося кризиса европейской безопасности. Пока в Москве и Вашингтоне оценивают обстановку и готовятся к новым шагам, есть смысл вскрыть корни возникшего кризиса, проанализировать пути и последствия его эскалации, что и делает в своей статье Дмитрий Тренин.
Чего же ждать от Казахстана? Сейчас кажется, что кризис миновал: режим устоял, а преемник усилил свои позиции и избавился от опеки Елбасы. Но это затишье – лишь начало долгого и непредсказуемого процесса смены власти в Казахстане. Назарбаева нельзя просто так взять и вытащить из казахской политической системы, которую он сам построил. Президенту Токаеву недостаточно просто занять те посты, которые занимал его предшественник в старой системе власти, – ему надо построить новую, пишут Умаров и Габуев уже в свежем тексте.
Быстрая реакция Москвы на казахстанский вызов, в том числе, продиктована желанием не отвлекаться. Казахстан внезапно открыл второй военно-дипломатический фронт, cоздает стратегическую нестабильность на обоих флангах, разрывает внимание Москвы, размывает двустороннюю повестку переговоров с Америкой, полностью собранную вокруг вопросов безопасности на Западном направлении.