Зыковская усадьба ат речки да скалы , на ей стаяли три куриня. Две усадьбы на вулице Приречная, шо тинулась павдоль речки - энта дедушки с бабушкой ( Иваном Федоровичем и Татьяной Кузьминичной Зыковыми) и тёти Вали - иде зараз жили мать, Ольга, с отчимом Василь Николаевичем. В канце усадьбы стаял притулиный к скале, курень другой тётушки - Клавдии Ивановны, замужем за Степаном Анисимовичем Сибилевым. Ихний дом был крайний - энта была вже другая вулица - Донская. Ана ишла параллельна приречнай.
Дядя Стёпа был казак с хутара Пешнева, шо за Донцом. У ниво были чёрные кучирявые воласы - казачий чупрун. Вон , дажить, гардилси шо казак, играл на гармошке. Пете вспомнился случа'й. Энта было' год назад, ани ишо жили у горади. Дядя Стёпа с атцом ( Борис Сергеевичем) затеялись варить самагонку у кухнянке пад скалой, на тёти Клавыной усадьбе.
Петю аставили с им , шоб вон приглядывал. Петя чесна спалнял то шо иму сгутарили - сидел и глидел как атец с дядей Стёпай дигустирують натур прадукт. Кады бидончик наполнилси - атец с дядей вже нахрюкались и спали. А самагон капал вже через верх. А Петя сидел и приглядывал и за двумя казаками , и за бидончикам. Но тут пришла тётя Галя . Ана пережила самагонку у другой бидончик, разбрызгала часть па полу, а у бидончик налила вады, и Петю увила с сабой.
Кады мущины разбуркались - у кухнянке стаял запах самагону, а у бидончику - вада. Тын, шо гарадил с Приречнай вулицы, был с камня, трошки дюжее аршину ( 71 см ) в высату. Сразу за тынам расла смародина Американка, сажень ( 2 м. ) в вышину. Ветки смародины нахилились над тынам и свисали на вулицу. Кажный хто жилал мог нахилить ветку и паисть смародины. Петя смародину не любил, в ливаде были фрухты павкуснее.
Нипанятна аткедыва, но Пете у микитру втемяшилась мысля: ,, Аткедыва бируца дети?" Навроде усе Петя микитил - вон красивый жук бранзолка, а вон жужилица палзеть, синички любять пакливать хлебушка с кармушки. Но вапрос а детях не выхадил с кумгану.,, Мама, а как я паявилси?" ,, Плыла крыга па речке. Ты лижал в кашолке накрытый лахунами. Рядам сидела сабака. Мы тибе сняли с крыги". Петя поверил, а как же ш ни паверить.
Середина хвевраля у Пети аманины. Ну да , магёть быть крыгаход в том годе раньше ишол. Па вулице , туды сюды, на маханькам двухкалёснам велике матылялси Колька Метёлкин. ,, Колька, а ты микитиш аткедыва дети бируца?" ,, Да микитю - бодра атветил Колька. Мине у капусте нашли , я в августе радилси". Петя раззявил рот ат удивления, но тут жа самкнул заиды. Ну да микитил Петя , в августе крыг вже нима, а капуста падходить, шоб тама дитей нахадить.
Колька был гадок Пети и вон тожить збиралси у энтат год у школу. Вапрос атпал, но нинадолга. В канце зимы ишли па речке крыги, и Петя глидел - иде ш тута дети, никаво и ничиво. Петя учуял падвох. И апять с вапросам:,, Тётя Галя, как дети палучаюца?" ,, Вырастиш, узнаиш." На четыре года вопрос отпал. Но вже кадысь Петя был в 4 м классе, к ниму прибег Колька:,, Идём, я тибе чиво й та сгутарю".
Ани пабегли к речке, уселись пад ярам. И Колька стал падробна рассказывать працесс зачатия детей. Петя ат удивления раскрыл рот. Апасля стал дюже сумливаца, и дажить привадил сваи довады. Колька , тожить, засумливалси. Ну энта я забег напирёд. А зараз была паследния лета перед школай. Прибегла Зина. Ани с ей падрались и тут же замирились.
Петя ишо не микитил как дети палучаюца. Часта с бабушкай , у вичерях , ани сидели на приступках куриня. Супратив - в 4 х метрах была грядка маттиолы ( ночная хвиялка ). Цветки маттиолы днём закрывались, а с теменью раскрывались и дюже пахли. В сумароке зачинали турчать чирюканы. Днём у степу турчали турчелки, а ночью чирюканы.
Надыть аписать дедаву ливаду. Павдоль мижи шесть дерев Антоновки - духмяные, а на вкус не дюже. Их , на зиму, дидуня залаживал у кадушки с саленай капустай - антонавку и Белый налив. Но Белый налив дюжее укусный чем Антоновка и мяхче. Но энта хто чиво любить. Два старых дерева Жёлтава Ринету - яблаки жёлтые, крупные, приплюснутые. Четыре дерева Белава наливу, Анисовки, Кислички, Преснички, дерево Астраханское. Дулины - Баргамот , Дюшес.
Пасриди ливады стаяли две аграменные дулины - Бессимянки. Сладкие, но без вкусу и запаху, кады сазривали , то падали и в липёшку, жердёлы, вишни, малина, сливы. Иде зачиналси бугор - зарасли шипшины и терника, прамеж них караичи. Маленькае деревце с чёрными ягадами - жостер. Тётя Клава гутарила шо вон ат запору падсабляить. Прамеж терникам и шипшинай пару дерев глода. А прамеж куринём тёти Вали и тынам , шо на вулицу, стаяли три аграменных раины - две пирамидальных адна канадская.
Петя сидел на лавачке кола калитки, глидел на речку. Вон успомнил случа'й. Был он ишо мальцом, и пабёг , кадысь , у нужник справить нужду. Закрыл дверь снутри на крючок. Нужду справил, а дверь аткрыть никак ни магёть. Вон и так и эдак - никак, начал плакать и кричать. Прибегла тётя Клава, паддела крючок ножём. Крючёк прибили ниже.
Пришла беда к Зыковым - в шахте погиб дядя Стёпа. Он был механиком на участке, ехал на грузовой ленте. Патирял сазнанию, магеть быть аб чиво й та вдарилси кумганам. Иво скачала у скип и засыпала пародай. Тётя Клава роблила машинисткай падьёму. Фанарь красный , адин сигнал - скип вниз. Фанарь зелёный два сигнала - скип уверх. Так и выдала мужа мёртвава вместе с пародай ,, на гора". Следыватели её тигали, но дела не завели. Народу на похароны пришло дюже многа.
Петя не любил энта успаминать - и страх, и жаласть, и тривога. К ниму на лавачку падсела Зина :,, Седни тётя Таня абищаить свадить милкату на ямку" - сгутарила Зина. Петя аживилси. Ямка - не дюже тама и глыбака, но зато дно с гальки , чистенька. Дитвара гуртавалась и хто й сь са взрослых их вел на ямку купаца. Зина вже навчилась плавать, но всёдна хадила с ими на ямку.
Иму купили букварь и ишо какие сь книжицы для школы. Новенький , пахнущий краскай букварь манил Петю. Он любил глидеть картинки учебникав. Саженей триста за хутарам гара Свистуха. Старшие пацаны запускали ваздушнава змея, а мальцы кругаля их крутились.
На гаре мелкий бугарок. Бабушка гутарила, шо тама лижить зарытый багатырь. У Пети в микитре разыгрывались хвантазии. Вот он вырастить, разроить магилку и дастанить аттедыва меч, кальчугу, шлем. ,, Айда на ямку!" - крикнула Зина и гурьба мальцов вприпрыжку патехала за тётей Таней.
Прадалжения следуить. Названия и хвамилии выдуманы.
Казачий писарь и поэт Юрий Борисович Жуков
Благодарю за внимание! Делитесь своим мнением в комментариях!
Если понравилось, приглашаю подписаться на канал Наследие предков