На примере проявки двух плёнок покажу, как максимально точно готовить проявитель из концентрата, какая для этого используются хим. посуда и какие есть нюансы в работе…
Плёнки для проявки ILFORD PAN 100 и ILFORD DELTA 100 имеют практически одинаковое время проявки в Rodinal. Поэтому, в 500ml я буду проявлять одновременно эти 2 плёнки 35 мм для участников фотоклуба «ПРОявление».
Для зарядки плёнок в бачок удобнее всего использовать зарядный рукав. Он двойной, с двумя молниями. В нём можно безопасно работать на свету. Разумеется, учиться заряжать плёнку в бачок стоит заранее, на любой не нужной, или засвеченной плёнке. Я использую самый удобный бачок для ручной проявки Paterson Super System 4 universal developing tank.
Для получения точной пропорции 1+50 проявителя Rodinal
нужно, чтобы в растворе было 9,8 мл. концентрата и 490,2 мл. воды.
Мерной пипеткой на 10 мл. с делениями 0,1 мл. набираю концентрат и выливаю его в мерную на 500 мл. круглую колбу с узким горлом.
Довожу конечный объём в колбе водой ровно до 500 мл., ориентируясь по черте. Таким способом получается нужная пропорция проявителя и его точный объём. Из мерной колбы проявитель переливаю в коническую колбу, в которой удобно доводить температуру раствора до 20 гр. под струёй воды, хотя температуру обработки можно использовать другую, соответственно изменив время проявки!
Воду для растворов использую кипячёную и фильтрованную через вату.
Использование стоп - раствора после мало щелочного проявителя не обязательно. Достаточно промыть плёнку 1 минуту в проточной воде, или набрать и слить воду из бачка 2-3 раза.
Фиксаж нейтральный — 250 гр. тиосульфата натрия на 1 л. воды.
Для всех плёнок после окончательной промывки использую фирменный смачиватель 2,5 мл на 500 мл воды, который тоже отмеряю пипеткой.
Применять непонятные шампуни и фэри в качестве смачивателя чревато появлением колец ньютона в рамке увеличителе, или сканере…
Если проявлять при 20 гр., необходимо принимать во внимание температуру в помещении, (было 22 гр.) чтобы проявитель залитый в бачок на нагрелся спиралями и самим бачком. Для этой проявки температуру проявителя я понизил до 19,5 гр., чтобы компенсировать нагрев раствора в бачке. Несоблюдение нужного температурного режима приводит к случайным и не радостным результатам…
Перемешивание проявителя делаю при закрытой крышке наклонами и поворотами бачка…
Удобно и наглядно контролировать ход проявки, следить за временем перемешивания растворов, выбирать проявитель и процесс проявки разных плёнок можно в базе программы для смартфонов
Massive Dev Chart Timer.
Последняя промывка плёнки 10 минут проводится в проточной воде с температурой 18-20 гр.
Заключительный мокрый этап для плёнки - 30 сек. в смачивателе, который определённо ей нравится…
Для сушки я использую специальные прищепки Kaiser. Они отлично удерживают плёнку, имеют утяжелители и особенно хороши и удобны для плёнок СФ.
Капельки воды с плёнки убираю обычно специальными щипцами. Очень удобная вещь! Хотя, намоченной и сильно отжатой ватой, убрать лишнюю влагу с плёнки можно тоже очень эффективно.
Пока плёнка сохнет, нужно сделать очень важную часть работы — помыть всю хим. посуду и бачок. Если вы ещё планируете продолжать заниматься проявками…
Теперь можно увидеть отличный результат проявки!…
Финальный этап обработки плёнки, её нарезка, упаковка в сливеры, подпись режима проявки и «подшивка» в дело…
Для оцифровки плёнок я переснимал их объективом SIGMA MACRO 105MM F2.8 EX DG OS HSM. Объектив заметно лучше оптически, чем
105 "L" Canon и стоит вдвое дешевле! (Теперь используется макро Sigma 70 ART) Это отличнейший по оптическим качествам макро объектив, который передаёт одинаково резким плёночное зерно по всей площади кадра.
Ниже переснятый кадр с проявленной плёнки 35 мм Ilford Delta 100…
В полном разрешении тут.
Для сравнения возможностей 35 мм и СФ плёнки, покажу кадр c аналогичной широкой плёнки Ilford Delta 100. В полном разрешении тут.
Оригинальные кадры в RAW, c примерами пересъёмки ЧБ плёнок СФ можно заценить в архиве. Мои ЧБ фотографии на смотрите на сайте.
Желаю всем удовольствия от фотографического творчества!