Найти тему
Cocked and Locked

Револьвер, рвущийся в руках: Colt Aircrewman

Далеко не всегда буквальное следование техническому заданию ведет к успеху, иногда - наоборот. "Кольт", например, столкнулся с этим в 1950 году, когда только-только отпочковавшиеся от армии в отдельный род войск Военно-воздушные силы США (до 1947 года "сухопутная" авиация США структурно относилась именно к армии) сформулировали новые требования к личному оружию пилотов и членов экипажей бомбардировщиков.

Будучи на тот момент еще вынужденными экономить каждый грамм веса ради возможности доставить немирный атом на советскую территорию, составители перечня требований размахнулись: с их точки зрения, авиации был необходим предельно легкий шестизарядный револьвер под патрон .38 Special, который к тому времени в ВВС использовался весьма широко (собственно, последние револьверы тридцать восьмого калибра в US Air Force списали буквально три года назад).

-2

В результате получивший заказ "Кольт" на основе конструкции своей "Кобры" создал модель Aircrewman (армейское обозначение - M13), которая в требования заказчика вписывалась просто-таки идеально: за счет того, что не только рамка, но и барабан пистолета изготавливались из алюминиевого сплава, револьвер, снаряженный шестью патронами, весил всего 319 граммов (!).

-3

С декабря 1951 года по конец апреля 1952, согласно архивам Colt, ВВС США были поставлены 1123 револьвера. Из них крупнейшая партия, что неудивительно, была получена базой Оффатт в Небраске, где на тот момент базировались стратегические бомбардировщики (ныне там расположен штаб командования, отвечающий за ядерные силы США).

С конца 1950-х часть базы открывалась для гражданских на ежегодное авиашоу, дабы продемонстрировать, как качественно стратегические силы защищают страну от "красной угрозы"
С конца 1950-х часть базы открывалась для гражданских на ежегодное авиашоу, дабы продемонстрировать, как качественно стратегические силы защищают страну от "красной угрозы"

Однако быстро выяснилось, что револьвер из-за предельного облегчения банально опасен для своего хозяина не меньше, чем солдаты "вероятного противника", от которых он должен был, по идее, защищать. Стандартный патрон .38 Special с оболочечной пулей, стоявший на вооружении под обозначением Cartridge, Caliber .38, Ball, Special, M41, развивавший давление до 16000 psi (1100 бар), быстро разрушал барабан и рамку револьвера. Попыткой решения проблемы стало принятие на вооружение патрона уменьшенной мощности с безоболочечной пулей.

Данные Army Ammunition Data Sheets, Small Caliber Ammunition
FSC 1305 (издание Министерства Обороны США от 1994 года)
Данные Army Ammunition Data Sheets, Small Caliber Ammunition FSC 1305 (издание Министерства Обороны США от 1994 года)

Снижение давления до 13000 psi (896 бар), однако, не спасло "Кольт" - поставки специальных патронов тормозились и, более того, обилие на складах стандартных патронов все равно приводило к тому, что они попадали в те револьверы, куда совсем не надо было. В результате в 1959 году было вынесено постановление:

Из-за особенностей револьвера М13, т.е. требований к специальным боеприпасам, ограниченного использования в ВВС и потенциальной опасности при использовании не по назначению, все револьверы М13, списываемые ВВС, будут деактивированы, чтобы предотвратить дальнейшее использование в качестве оружия. Остатки должны быть утилизированы как металлолом.

Деактивировали револьверы действительно "от души" - прожигая сварочным аппаратом рамку и барабан, тем самым приводя их в полную негодность. Из тысячи с небольшим револьверов уцелело всего около пятидесяти - часть находится в музеях, часть до приказа об уничтожении "списали" в частные руки (что на тот момент в вооруженных силах США было нормой - при демобилизации военнослужащий мог, уплатив соответствующую сумму, забрать закрепленное за ним оружие "на гражданку"). Ну и, естественно, сохранился револьвер с серийным номером AF-1 (Air Force One), презентованный "Кольтом" лично генералу Хойту Ванденбергу, до 1953 года - начальнику штаба ВВС (последняя аукционная цена этого револьвера - 25 тысяч долларов).

...а вот остальным не повезло - конкретно этот револьвер утилизирован на базе авиации Национальной гвардии в Талсе (штат Оклахома)
...а вот остальным не повезло - конкретно этот револьвер утилизирован на базе авиации Национальной гвардии в Талсе (штат Оклахома)

Тем не менее, идея сверхлегкого револьвера авиацию не отпускала - поэтому с 1953 года поставщиком стал уже "Смит-Вессон", сделавший для ВВС револьвер на основе конструкции своей "модели 10", она же "Military&Police", который точно так же, как и "Кольт", был поставлен на вооружение под маркировкой Revolver, Lightweight, M13.

-7
-8

Изначально в S&W повторили ошибку "Кольта", сделав и рамку, и барабан легкосплавными - правда, "смит-вессоновский" М13 весил уже 411 граммов. Естественно, револьвер точно так же имел очень серьезные проблемы с ресурсом при использовании ослабленных патронов и критические - при снаряжении барабана стандартным боеприпасом. По этой причине и "смит-вессоновские" револьверы было решено уничтожить вместе с "Кольтами", ВВС же начали закупать у того же "Смит-Вессона" обычные стальные револьверы - дослужившие в итоге аж до 2019 года (собственно, именно поэтому и ослабленный патрон, созданный для M13, упоминается даже в армейском справочнике 1994 года, выдержку из которого я привел выше - его просто переквалифицировали как "предназначенный для сил охраны баз, расквартированных на территории континентальных Соединенных Штатов", ибо он был дешевле стандартного FMJ полной навески).

Саму идею, однако, в S&W не похоронили: в том же 1953 году на рынок был выведен револьвер Military&Police Airweight - тот же самый M13, но уже со стальным барабаном. И тот как раз стал коммерчески успешным, продемонстрировав достаточную надежность: с 1959 года вышли в дополнение к изначально двухдюймовому стволу также варианты вплоть до 6 дюймов, револьвер, переименованный в Model 12 Airweight, активно раскупался и управлениями полиции (ибо таскать на дежурстве 524 грамма все-таки легче, чем, скажем, 900-граммовую "Модель 10"), и на гражданском рынке, успел попасть даже во французскую полицию и в ВВС Швеции - и в итоге выпускался до 1986 года.

-9

Хобби
3,2 млн интересуются