Далеко не всегда буквальное следование техническому заданию ведет к успеху, иногда - наоборот. "Кольт", например, столкнулся с этим в 1950 году, когда только-только отпочковавшиеся от армии в отдельный род войск Военно-воздушные силы США (до 1947 года "сухопутная" авиация США структурно относилась именно к армии) сформулировали новые требования к личному оружию пилотов и членов экипажей бомбардировщиков.
Будучи на тот момент еще вынужденными экономить каждый грамм веса ради возможности доставить немирный атом на советскую территорию, составители перечня требований размахнулись: с их точки зрения, авиации был необходим предельно легкий шестизарядный револьвер под патрон .38 Special, который к тому времени в ВВС использовался весьма широко (собственно, последние револьверы тридцать восьмого калибра в US Air Force списали буквально три года назад).
В результате получивший заказ "Кольт" на основе конструкции своей "Кобры" создал модель Aircrewman (армейское обозначение - M13), которая в требования заказчика вписывалась просто-таки идеально: за счет того, что не только рамка, но и барабан пистолета изготавливались из алюминиевого сплава, револьвер, снаряженный шестью патронами, весил всего 319 граммов (!).
С декабря 1951 года по конец апреля 1952, согласно архивам Colt, ВВС США были поставлены 1123 револьвера. Из них крупнейшая партия, что неудивительно, была получена базой Оффатт в Небраске, где на тот момент базировались стратегические бомбардировщики (ныне там расположен штаб командования, отвечающий за ядерные силы США).
Однако быстро выяснилось, что револьвер из-за предельного облегчения банально опасен для своего хозяина не меньше, чем солдаты "вероятного противника", от которых он должен был, по идее, защищать. Стандартный патрон .38 Special с оболочечной пулей, стоявший на вооружении под обозначением Cartridge, Caliber .38, Ball, Special, M41, развивавший давление до 16000 psi (1100 бар), быстро разрушал барабан и рамку револьвера. Попыткой решения проблемы стало принятие на вооружение патрона уменьшенной мощности с безоболочечной пулей.
Снижение давления до 13000 psi (896 бар), однако, не спасло "Кольт" - поставки специальных патронов тормозились и, более того, обилие на складах стандартных патронов все равно приводило к тому, что они попадали в те револьверы, куда совсем не надо было. В результате в 1959 году было вынесено постановление:
Из-за особенностей револьвера М13, т.е. требований к специальным боеприпасам, ограниченного использования в ВВС и потенциальной опасности при использовании не по назначению, все револьверы М13, списываемые ВВС, будут деактивированы, чтобы предотвратить дальнейшее использование в качестве оружия. Остатки должны быть утилизированы как металлолом.
Деактивировали револьверы действительно "от души" - прожигая сварочным аппаратом рамку и барабан, тем самым приводя их в полную негодность. Из тысячи с небольшим револьверов уцелело всего около пятидесяти - часть находится в музеях, часть до приказа об уничтожении "списали" в частные руки (что на тот момент в вооруженных силах США было нормой - при демобилизации военнослужащий мог, уплатив соответствующую сумму, забрать закрепленное за ним оружие "на гражданку"). Ну и, естественно, сохранился револьвер с серийным номером AF-1 (Air Force One), презентованный "Кольтом" лично генералу Хойту Ванденбергу, до 1953 года - начальнику штаба ВВС (последняя аукционная цена этого револьвера - 25 тысяч долларов).
Тем не менее, идея сверхлегкого револьвера авиацию не отпускала - поэтому с 1953 года поставщиком стал уже "Смит-Вессон", сделавший для ВВС револьвер на основе конструкции своей "модели 10", она же "Military&Police", который точно так же, как и "Кольт", был поставлен на вооружение под маркировкой Revolver, Lightweight, M13.
Изначально в S&W повторили ошибку "Кольта", сделав и рамку, и барабан легкосплавными - правда, "смит-вессоновский" М13 весил уже 411 граммов. Естественно, револьвер точно так же имел очень серьезные проблемы с ресурсом при использовании ослабленных патронов и критические - при снаряжении барабана стандартным боеприпасом. По этой причине и "смит-вессоновские" револьверы было решено уничтожить вместе с "Кольтами", ВВС же начали закупать у того же "Смит-Вессона" обычные стальные револьверы - дослужившие в итоге аж до 2019 года (собственно, именно поэтому и ослабленный патрон, созданный для M13, упоминается даже в армейском справочнике 1994 года, выдержку из которого я привел выше - его просто переквалифицировали как "предназначенный для сил охраны баз, расквартированных на территории континентальных Соединенных Штатов", ибо он был дешевле стандартного FMJ полной навески).
Саму идею, однако, в S&W не похоронили: в том же 1953 году на рынок был выведен револьвер Military&Police Airweight - тот же самый M13, но уже со стальным барабаном. И тот как раз стал коммерчески успешным, продемонстрировав достаточную надежность: с 1959 года вышли в дополнение к изначально двухдюймовому стволу также варианты вплоть до 6 дюймов, револьвер, переименованный в Model 12 Airweight, активно раскупался и управлениями полиции (ибо таскать на дежурстве 524 грамма все-таки легче, чем, скажем, 900-граммовую "Модель 10"), и на гражданском рынке, успел попасть даже во французскую полицию и в ВВС Швеции - и в итоге выпускался до 1986 года.