Найти в Дзене
Горизонт Событий

Махди и восход Ислама. Бонус: Пророки в своём Отечестве

Ну а что на территории нашей страны были Пророки ислама? Были, конечно, не такие масштабные, но есть множество сообщений, что в 19м столетии множество людей объявляли себя святыми, пророками, Махди (Мегди), Мессиями в Казани, Астрахани, Оренбурге, на Кавказе, напомню, что веси Мир был полон ожиданий пришествия Спасителя, и наша страна (я имею ввиду в рамках 19 века) не была исключением. Надо отметить, что «православная» верхушка страны широко способствовала распространению религии по всем уголкам необъятного государства и ислама в том числе: мулл обученных в Казани подселяли к кочевникам степей современного Казахстана, давали приют притесняемым по каким-либо причинам улемам Самарканда и Бухары и и отправляли их на новое поприще на Кавказ. Религиозные главы общин, были под пристальным наблюдением не только властей, но и Академии Наук, они выделяли положительный опыт, анализировали его пробовали тиражировать в массы. Бывали конечно и пришедшие «из вне» Но мало кто знает, что в это же вре
Оглавление

Ну а что на территории нашей страны были Пророки ислама? Были, конечно, не такие масштабные, но есть множество сообщений, что в 19м столетии множество людей объявляли себя святыми, пророками, Махди (Мегди), Мессиями в Казани, Астрахани, Оренбурге, на Кавказе, напомню, что веси Мир был полон ожиданий пришествия Спасителя, и наша страна (я имею ввиду в рамках 19 века) не была исключением. Надо отметить, что «православная» верхушка страны широко способствовала распространению религии по всем уголкам необъятного государства и ислама в том числе: мулл обученных в Казани подселяли к кочевникам степей современного Казахстана, давали приют притесняемым по каким-либо причинам улемам Самарканда и Бухары и и отправляли их на новое поприще на Кавказ.

М. Казембек «Мюридизм»
М. Казембек «Мюридизм»

Религиозные главы общин, были под пристальным наблюдением не только властей, но и Академии Наук, они выделяли положительный опыт, анализировали его пробовали тиражировать в массы.

Бывали конечно и пришедшие «из вне»

Но мало кто знает, что в это же время, в 1883 году, соответствовавшем 1300 году мусульманского летосчисления, когда яркая комета, долго державшаяся над горизонтом Ближнего и Среднего Востока, взволновала суеверных туземцев, а наступление нового столетия гиджры оживило среди мусульман ожидание Махдия, — махдистское движение началось и в Средней Азии.
Центром его был Мерв, тогда еще независимая разбойничья туркменская область, а инициатором — таинственная личность, скрывавшая свое имя под названием “Сиях-Пуш”, т. е. черноризец.
Этот человек обладал удивительным личным обаянием и сумел подчинить своей воле часть мервских туркмен. Деятельность его находилась в связи с происками известного претендента на афганский престол Эюб-хана, разбившего англичан при Майванде и проживавшего в 1883 году в Хорасане. К весне же 1884 года Сиях-Пуш соткал на политической и на религиозной почве, выдавая себя за наместника (наиба) Махдия, целую сеть интриг, которая все более и более угрожала миру.
К общему благополучию, с этим фазисом стараний Сиях-Пуша совпало случайно, если в истории есть случайности, занятие Мерва русскими войсками.
При движении небольшого отряда генерала А. В. Комарова к Мерву для введения там, по желанию большинства населения, русского управления сторонники Сиях-Пуша произвели, по его наущению, два, впрочем, неудавшихся, нападения на русских, а в промежуток между этими нападениями наши ахалтекинские милиционеры нанесли поражение сборищу непокорных мервцев.
Когда выяснился неуспех Сиях-Пуша и его последователей, местные туркмены схватили и самого Сиях-Пуша и главнейших преданных ему лиц и привели всех их, в марте 1884 года, в русский лагерь.
….
После ареста Сиях-Пуша я, по просьбе генерала Комарова, сиял показания с самого агитатора и с его сообщников и выяснил, насколько это оказалось возможным, личность и роль этого довольно необычайного человека. Попутно открылось немало любопытных обстоятельств, которые я отметил в своей записной книжке…

«Мирное завоевание Мерва» Н. В. Чарыков

Что поведал «черноризец» и на каком языке Николаю Валерьевичу для меня осталось за кадром, встречал что в других источниках его объявляли аглицким агентом (и даже шпионом), ну впрочем ничего удивительного.

Были и случаи граничащие с курьёзом:

М. Казембек «Мюридизм»
М. Казембек «Мюридизм»

как мы видим, дервиш даже этого и не хотел, но от желания толпы уйти трудно, толпа его уже назначила. А его поведение у коменданта, ну как здесь не вспомнить:

Эти добрые люди, – заговорил арестант и, торопливо прибавив: – игемон, – продолжал: – ничему не учились и все перепутали, что я говорил

Ну да ладно, перейдём к самому серьёзному персонажу, Мессией он не стал, но хотел…

имам Шамиль (из открытых источников)
имам Шамиль (из открытых источников)

В данной статье я не берусь пересказывать биографию Шамиля, её можно без труда найти в разных вариантах на просторах этих наших интернетов, я ставлю задачу сфокусировать внимание на моментах в которыми его биография копировала черты Пророка или Мессии.

Имя

Начнём с имени: казалось бы Мухаммед и Шамиль какие бы могли быть параллели. Согласно очень распространённой в первой половине XIX в.и не опровергнутой версии пророка Мухаммеда в детстве звали Ахмад, затем Мухаммед, затем Махмуд (по некоторым версиям после смерти), но более широко известно его второе имя. И как мы помним имам Махди, то есть Мессия Повелитель Времени, должен родиться в семье Абдуллы с именем Мухаммад или Ахмад (как в случае с Мирза Гулам Ахмад).

Оказывается имама Шамиля при рождении родители назвали Али, такое достаточно распространённое для Адербайджана, чьей окраиной являлся Дагестан имя, в честь первого непорочного имама Али и так напоминающего Аллах. Имя Шамиль он получил в детстве, родители его таким образом спрятали от тяжёлого недуга от которого не спасали все традиционные и не очень методы вплоть до смены места жительства. В приватной беседе он сказал Казембеку, что после этого болезнь его отпустила. В дальнейшем он часто использовал оба имени: «Шамиль Али» или очень часто использовал своё имя на иудейский лад: Шамуэль (Казембек отмечает, что он сделал в подражание Мухаммед- Махмуд, вторая смена имени). Шамиль рассказывал, что ещё до своего имамата, когда ему было 26 лет он повстречал еврея и когда он ему назвал своё имя еврей пояснил, что это имя еврейское- Самуил, Шамуль, Шемуиль, Шамьиль. Шамиль утверждал, что прочитал о библейском патриархе Шамуэле, поэтому использовал именно такой вариант.

Хиджра

Началом новой эры Ислама объявлена хиджра- переселение мусульманской общины под предводительством Мухаммеда в Медину в 622 году (стоит отметить, что это переселение- бегство- исход было не первое, первая группа мусульман убыла в Эфиопию в 614 году и после этого процесс не прекращался). Хиджра означает «бегство», так как переселение вызвано давлением мекканского общества, вплоть до физического насилия. Мухаммед назвал тех кто переселился с ним из Мекки мухаджирун (последователи) а жителей приютившей его Медины ансар (помощники).

В 1832 году Шамиль находился в родном селе Гимры, село было окружено русскими войсками и после кровопролитного боя «чудом спасшийся» тяжело раненный Шамиль с группой последователей бежал в Ашильту (по некоторым данным родное село его матери), и это бегство он также позиционировал как Хиджру началом новой эры-нового имамата. Его спутники по бегству были удостоены звания мухаджир и жителей Ашильты, как вы можете догадаться, Шамиль назвал ансар.

Послания

«Мухаммед диктовал свой Коран отрывками которые писались на лоскутах кожи и коры древесной».

Шамиль передавал свою волю через письма на маленьких лоскутах бумаги. Размер бумаги не превышает размеров 15*9 см.

параллели с имамом Али

Али носил титул «Амир аль-муминин» «Повелитель правоверных» (справедливости ради его конечно много кто носил, но по ортодоксальным шиитским убеждениям на него имел право только он).

письма Шамиля начинались: «от повелителя правоверных и имама мусульманского Шамуеля».

После гибели в Гимре имама Казы-Муллы (Гази-Мухаммада), у Шамиля был очень сильный конкурент на имамат- Гамза-Бек. Он был более достоен имамата по происхождению и своей преданности движению мюридов. Хотя покойный Казы-Мулла считал, что быть его приемников с духовной точки зрения более готов Шамиль. Гамза-Бек был влиятельнее по своему светскому значению, а Шамиль по духовному (ну прям напрашивается халиф и имам).

Гамза-Бек ушёл из Гимры в Карадаг, где отдавал распоряжения на правах наиба и затем объявил о своём имамате и разослал гонцов по селениям с призывом собраться в мечети Карадага. Сторонники Шамиля просто передавали из уст в уста «Шамиль воскрес из мёртвых, как Аллах послал его во второй раз в мир для защиты ислама». Шамиль считал Гамза-Бека узурпатором власти. Перечитайте историю отношений первого праведного халифа Абу-Бакра и непорочного имама Али, аналогия почти полная, только один нюанс: в этой истории в мечети погиб Гамза-Бек.

пленение Шамиля (из открытых источников)
пленение Шамиля (из открытых источников)

Конечно же всё это можно очень легко списать на совпадения. Но многолетнее изучение вопроса заставляет в подобные совпадения не верить. Пророки, Махди, Мессии , Баб появлялись по всему свету, поднимали за собой вооружённые массы и устанавливали новые порядки под копирку. Делал ли имам Шамиль это самостоятельно? Мог, даже Казембек подчёркивал его незаурядные ум и образованность, но есть версии, что помогали ему как и со стороны Турции, так и из… Казани.

Полную копирку в этом случае мы не увидим, но тому больше помешало пленение Шамиля, кто знает, как была бы написана история погибни бы он за пару лет до этого.

А ну да, ещё и как Мухаммед Шамиль умер в Медине.

продолжение следует…