Отличная трагикомедия про поиск самоопределения, способа любить без ограничений и смирение с собственным несчастьем.
Новый фильм Триера, только не Ларса из Дании, а Йоакима из Норвегии. В Каннах картина забрала приз за главную женскую роль и получила номинацию на «Золотую пальмовую ветвь». Один из фаворитов кинокритиков с фестиваля, хотя картина больше выглядит как очередной фильм HBO или Netflix (что правильно подметили Esquire), чем как каннский любимчик. Но Йоакиму Триеру удалось совместить легкий тон истории, гибридную форму повествования и знаменитые «проблемы 30-летних» в одном фильме, не потеряв равновесия.
Юле под 30, но она не имеет и малейшего представления о том, чем она хочет заниматься. Она отлично училась в любом институте, но не один не закончила до конца. Это вообще ее главная проблема — они никогда ничего не завершает. Юля с бешеным энтузиазмом хватается за новое дело, но быстро его бросает, попадая в ненавистную рутину. Все приедается, начинает раздражать, стеснять — и это касается не только работы и учебы, но и отношений.
Когда Юля начинает встречаться с парнем, она попадает в его среду, где все от нее чего-то ждут: либо определиться с занятием, либо решиться завести детей. Поэтому она бежит каждый раз туда, где от нее ничего не ждут. Так она уходит со светского вечера без своего парня Акселя, успешного и умного комиксиста, и вписывается на чью-то свадьбу. Там она знакомится с парнем, сразу в него влюбляется, но у обоих есть пара, поэтому они стараются не изменять своим партнерам, и чертят границы неизмены. Но эти границы оказываются ближе, чем даже обычная измена через секс.
Фильм поделен на 13 глав, пролог и эпилог. В большинстве из них Юля пытается разобраться в отношениях с собой, со своими парнями и с обществом. Одна из глав называется «Оральный секс в эпоху MeToo», где героиня пишет статью про свою подругу, пытающуюся быть настоящей феминисткой, но получающую удовольствие от минета, что создает для нее противоречие. Вообще, в фильме много актуальных тем, в первую очередь, феминизм, но Триер не давит какой-то повесткой, а скорее даже высмеивает её. Так, например у Айвинда (парня, с которым Юля познакомилась на свадьбе) девушка — бешеная эко-защитница, и закадровый голос прокомментировал их отношения восхитительным образом: «Груз западной вины сидел рядом с ним на диване».
Так что же делает Юлю «самым худшим человек на свете»? Все просто: это бремя осознания своей никчемности от того при наличии всего, чтобы реализовать себя (талант в учебе, успешный парень, проживание в одной из самых развитых стран в мире), она все равно чувствует себя несчастной. Мы-то все чувствуем себя как спринтеры на марафоне, а Юля оказывается белкой в колесе — ей никогда не добежать до цели.
Хоть Юлю нельзя причислить к зумерам, ведет себя она ровно также: постоянно меняет фокус внимания, бегает от одного занятия к другому. Примерно таким же способом мы потребляем контент, а вопросы самоопределения знакомы и людям помладше, ведь для них жизнь слишком эклектична, чтобы можно было на чем-то остановиться (это с обобщением, конечно). Но для нас дилемма героини кажется немного глупой: немного людей в России могут позволить себе такой уровень безответственности.
Первые 10-15 минут «Худший человек…» не пытается удивить зрителя: вот вам панорама, восьмерка, камера не статичная, но не то чтобы сильно дергается. Но в один момент Юля буквально останавливает время, и Триер зрителя, уже привыкшего к приземленности, выносит с привычных рельс. Ленту сложно упрекнуть в неизобретательности, начинаясь как легкая романтическая комедия, фильм превращается в суровую драму, набирая страсти и накала и отпуская на только на поворотах, благодаря этому картинка начинает ломать пределы банальности.
Не хочется как-то вешать ярлыки или систематизировать к
аннских отборщиков, но «Худший человек на свете» заметно отличается от привычного для нас понятия о фестивальном кино (например, как другие фильмы в этой подборке): уж слишком несерьезный и вольный подход выбрал Йоаким Триер. Но картина от этого не теряет глубины, но зато приобретает легкости и потенциала для любви не только у фестивального зрителя, но и вполне себе массового.