Найти тему

Последний богатырь. Посланник тьмы. О чем фильм на самом деле? Часть 1

Час
Час

Вчера ходили с ребенком на Последнего Богатыря, посланника тьмы. До сих пор нахожусь под впечатлением. Фильм сам по себе провальный, но если посмотреть на его сюжет внимательнее, то … у меня лично волосы дыбом встают.

Для тех, кто собирается со своими детьми пойти на эту "прекрасную" комедию, постараюсь описать, о чем это кино и что именно без фильтра осядет в детской психике как чудесная детская история.

Итак, фильм абсолютно не детский. Его надо показывать студентам в ВУЗах для того, чтобы они понимали что происходит в современном обществе и искали пути выхода из сложившейся ситуации.

Сами того не подозревая, создатели картины образами пересказали то, что творится в нашем обществе.

Эта история о "богатыре" - Иване - пришельце из современного мира в стародавний город Белогорье. Этакий ретроспективный взгляд на отношения сегодняшних ценностей с традиционными русскими понятиями, обычаями, устоями. И что мы видим?

Иван готовится к свадьбе с Василисой - девочкой тоже, кстати, современной, хотя и в старых русских одеждах. Как водится в русских сказках, к свадьбе он не готов, он еще не прошел инициацию. Ему нужно пройти испытание огнем, мечом и медными трубами для того, чтобы выйти из него не мальчиком, но мужем, мужчиной. Нужно стать старше, научиться брать на себя ответственность.

Соответственно, прямо перед свадьбой над молодыми сгущается Тьма. Ведьма похищает Василису. Ну и дальше потрясение номер один. Если раньше в сказках ведьмой была мачеха - теневая сторона матери, то тут у нас все напрямую, Ведьма - это и есть Мать Ивана.

И если когда-то в противовес Ведьме (теневой стороне матери) хоть как-то противостояла светлая сторона матери, то в этом конкретном фильме вполне себе напрямую выдается мать-Ведьма. И баста. О хорошей маме мы уже и не заикаемся. Нет ее.

Параллель с нашим миром в том, что огромное количество матерей не имеет контакта со своими детьми и портят им жизнь, сами того не понимая. Можно посмотреть на это и шире, но это уже совсем другая история.

Иван отправляется на поиски невесты в компании странных персонажей. Дальше для простоты опишу самих персонажей, а затем расскажу о том, чем заканчивается "сказка". (С содроганием пишу слово "сказка", потому как, на мой взгляд, это больше фильм ужасов).

1 Для начала пару слов о Василисе. Надо отметить, что в фильме сильно размыты полоролевые стереотипы - отражение нашего общества, где и женщины, и мужчины потеряли свою половую идентификацию. Соответственно, Василиса - это не женщина, это боец, она перестала быть той, ЗА КОГО дерется рыцарь. Она дерется вместе с Иваном против кого? Отбиваются они против Ведьмы - свекрови.

С другой стороны, глядя на Василисины бои, вспоминается эксперимент, о котором даже думать не хочется: «Вселенная-25. Как рай стал адом". Кому интересно – почитайте статью. Это эксперимент над крысами. Когда самцы-крысы не в состоянии защитить своих самок, последние начинают защищать себя сами, как Василиса. При этом они перестают рожать детей. Мало того, существующих детей самки-крысы сгрызли.

Женщины не должны драться, это удел мужчин. Но в фильме девочкам об этом не рассказывают, в картине нет ни одного действительно женского персонажа, у которых могла бы учиться будущая жена и мать, за исключением, пожалуй, Ведьмы, но это отрицательный герой.

2 Теперь про Ведьму. С помощью темного рыцаря - помощника она похищает Василису, чтобы расстроить свадьбу. Правда, мотивация у нее достаточно нелепая, но оставим это "гениальным" сценаристам.

Параллель: Если рассматривать на уровне отдельной семьи – свекровь не хочет брака сына. Ведьма похищает/выгоняет/гнобит невестку. Единственная цель этого похищения, которая будет озвучена в конце фильма – это сделать Ивана повелителем тьмы. А что такое тьма? Это необразованность, невежественность, непонимание того, что происходит, несчастье. Зачем Ведьме тащить сына во тьму?

Ведьма, как я поняла, бросила сына в раннем детстве. Мать, которая болталась долгие годы непонятно где, не сумевшая устроить свое счастье, вдруг узнает о свадьбе сына, решает отомстить ему за собственные неудачи и погрузить его в тот ад, в котором живет сама. Понимаете, что это отражение современных детско-родительских отношений?

Таким образом, как современный юноша может получить инициацию и стать мужчиной? Конечно, сражаясь за свое счастье с каким-то внешним врагом, становясь в этой борьбе сильнее и ответственное. Но по сюжету фильма он вынужден сражаться с собственной матерью, но в этом случае он просто не может ни повзрослеть, ни одержать победу. Потому как сражаясь с собственной матерью, он подрубает свои корни, а следовательно, себя, свое будущее (к этому он и приходит в конце, но об этом позже). Мать по определению не может быть достойным врагом для сына, это противоестественно, это ненормально!

Вот в течение всего фильма мы и будем наблюдать каким образом проявляется процесс взросления у наших молодых людей от 18, скажем, до 30 лет.

Итак, Василиса похищена, Иван в сопровождении нелепых сказочных персонажей отправляется искать невесту. Кто они, помощники Богатыря? Если раньше это были символические образы мудрых людей или знания, или опыта, то сейчас это наши с вами современники, у которых с мудростью и умом большой напряг.

3 Баба Яга. Я даже не знаю кто это. Если традиционно в сказках Баба Яга – это кладезь женской мудрости, то сейчас с мудростью у нее совсем туго. В фильме она не выполняет ровным счетом никакой полезной функции, просо болтается рядом с Иваном в виде водителя избушки на курьих ножках. Т.е. если мы рассматриваем этот образ как бабушку/маму Василисы (молодого поколения), то эта дама тоже несостоятельна как женщина. В ней нет мудрости, нет знаний, нет поддержки и совета. Ее единственная роль - долбать своего мужика в хвост и в гриву. Абсолютно бесполезная для молодых героев сказки перешница. Правда, в конце она отпоит Василису живительным зельем после общения со свекровью-Ведьмой, и на этом спасибо.

Параллель: мое поколение (кому за 40) УЖЕ не имеет родительской мудрости, чтобы помочь молодым сориентироваться в дебрях отношений и ответственности. Бабы заняты вечным выяснением отношений с мужиками, при этом эти Бабы Ежки выполняют роль таких пилорам, которые пилят, а не вдохновляют. Это не шеи, которые направляют деятельность мужика в мирное русло, это такие же мужики, только уставшие, озлобленные, не умеющие любить ни себя, ни мужей, ни детей, занятые своими проблемами и не готовые показывать дочерям, как быть настоящими женщинами.

Чему научил этот персонаж тысячи наших дочек, увидевших фильм? Правильно - мужика нужно пилить и давать ему подзатыльники.

Чему научило это мальчиков? Тому, что подзатыльники будут давать им. Женщины.

4 Жених Бабы Яги… и кто бы вы думали? Потрясающе, как мозги сценариста, создавая этот сюжет, точно обрисовали образы нашей действительности. Я была в шоке от этого открытия, когда поняла кто этот жених на самом деле! Итак, жених Бабы Яги – РусАлко! (Русский Алкоголизм!) Это такое непонятное уродливое создание вроде как мужского рода, но с хвостом русалки, которое живет в бочке, видимо с пивом. В бочке у него есть рыба. К пиву же нужна рыба. В конце фильма он продает эту рыбу (видимо своих детей, он же рыбное создание).

Зачем этот персонаж в фильме нужен тоже непонятно, он ни разу нигде не пригодился. Это бесполезный довесок Бабы Яги. Но отношения между ними очень современные. Я думаю, что скорее всего он либо отчим Василисы, либо просто хахаль Бабы Яги, которого погрузили в чемодан, как вещь и пошли искать дочку/внучку, даже не спрашивая его мнения или желания.

Баба Яга вместо того, чтобы подсказывать молодым (Ивану) что делать в сложных ситуациях, весь фильм шпыняет жениха РусАлко. Она все ждет, что РусАлко на ней женится, но он, как большинство современных мужчин, боится брать на себя ответственность, поэтому отлынивает от брака насколько это только возможно.

Алкоголизм давно сожрал ему мозги, поэтому ни умных предложений, ни помощи от него весь фильм молодняку (Ивану) нет. Он практически весь фильм прожил в бочке с водой (пивом). Его на какое-то время превратили в человека-мужика, и тут-то ему развернуться бы! Но ничего хорошего из этого не вышло. Потому как вместо того, чтобы стать образцом мужской силы и поведения для Ивана, вместо того, чтобы помочь молодому мальчику выйти из ситуации более сильным и взрослым, РусАлко всю свою энергию направляет на то, чтобы разглядывать сиськи молодых баб. Вот вам и картина маслом: РусАлко - это портрет современного мужчины за 40.

До поры, до времени, пока ему удобно, он сидит в бочке с пивом за спиной доблестной Бабы Яги, но как только появляется возможность, это чудовище, вместо того, чтобы сделать мужской поступок, вешается на инста-сиськи.

Итак, в борьбе за Василису эти два персонажа :Баба Яга и РусАлко абсолютно бесполезны Ивану, поэтому он их бросает в течение всего фильма где ни попади, то забудет про них, то убежит куда-нибудь. Но и они этим обстоятельством не особо обеспокоены, им эта погоня за Василисой тоже не особо нужна. Баба Яга развлекается с туалетной бумагой, РусАлко таращится на сиськи. Логично. Проблемы Ивана с матерью - это его проблемы, чем тут поможешь.

Продолжение следует...