В честь кого станция получила своё название? Есть ли на ней какие-то архитектурные детали, которые могли бы привлечь внимание? Как небольшая глубина станции чуть не стала причиной трагедии? А также - почему "Войковскую" вот уже на протяжении 30 лет хотят переименовать, но у авторов этих инициатив так ничего и не получилось? Об этом и не только расскажу сегодня.
Неясные перспективы
Станция "Войковская" Замоскворецкой линии окутана негативом со стороны жителей Москвы. Одним не нравится её внешний облик. Другим - название в честь революционера Петра Войкова. Считается, что он мог быть одним из тех людей, кто принимал участие расстреле царской семьи в 1918 году. По крайней мере, так написано в некоторых источниках. Про споры вокруг наименования мы ещё поговорим. А сейчас давайте узнаем немного о самой станции.
Планы по строительству #метро в этом направлении появились ещё в конце 1930-х. На перспективной схеме 1938 года можно увидеть, что линию хотели продлить до станции "Химки". Однако речь здесь не о Подмосковном городе, а о территории современного района Левобережный. На этой схеме присутствуют не все названия. Но по карте можно понять, что станция должна была располагаться намного севернее той "Войковской", что построили в итоге.
Конечно же, тогда эти планы не являлись приоритетными. Сразу реализовывать их не собирались. О продлении Горьковско-Замоскворецкой линии (так она именовалась в годы #СССР ) задумались только во второй половине 1950-х. На перспективных схемах 1957 года мы видим станцию под разными названиями: "Завод им. Войкова" и "Посёлок им. Войкова". Интересно, что изначально вообще хотели сделать участок от будущей "Войковской" до "Речного вокзала" наземным. Но в итоге решили построить три типовые станции мелкого заложения.
Без шансов на красоту
Работы по сооружению "Войковской" вели открытым способом, так как станция располагалась всего лишь в 7 метрах под землёй. Закончили строительство в 1964 году и 31 декабря торжественно запустили новый участок Московского метро.
Кстати, небольшая глубина станции и тоннелей чуть не стала причиной трагедии в 2006 году. В воскресенье, 19 марта, рабочие устанавливали рекламный щит на Ленинградском шоссе, как потом выяснилось, прямо над тоннелем. В итоге две сваи прошли насквозь и пробили вагоны поезда, который проезжал в тот момент в тоннеле. К счастью, машинист быстро затормозил. Жертв среди пассажиров удалось избежать. В тех местах, куда угодили сваи, никого не было. Восстановили работу Замоскворецкой линии на этом участке только к утру следующего дня.
Теперь несколько слов про внешний вид станции. По конструкции она колонная. Проект создавали архитекторы Ираида Петухова и Анна Фокина. Придать "Войковской" индивидуальности на тот момент было невозможно. #Строительство станции шло в разгар борьбы с архитектурными излишествами. Специальный документ об этом приняли ещё в 1955 году. Возможно, поэтому дамы решили добавить хоть какой-то оригинальности скучной конструкции с помощью цвета. Путевые стены отделали голубой керамической плиткой. Нижнюю часть - таким же материалом, но уже чёрного цвета.
Квадратные колонны облицевали мрамором белого цвета. На полу сделали прямоугольные узоры из серого и чёрного гранита. Эта станция одна из ранних хрущёвских "сороконожек", поэтому шаг между колоннами здесь всего 6 метров. Освещение представлено длинными люминесцентными лампами, которые разместили между балок на потолке. Также на путевых стенах присутствуют технические двери. Но их, в отличие от станций 1970-х годов, не пытались превратить в один из элементов декора.
Неожиданная развязка
Конечно, внешний вид станции не вызывает эстетического удовольствия. Но #Москва изобилует платформами, которые могут похвастаться тем же самым. "Войковская" же, в отличие от других, порождает споры и другого толка - относительно названия в честь Пётра Войкова. Фигурой он был противоречивой. Информацию о его участии в расстреле царской семьи многие историки считают спорной. В источниках (большинство из которых чьи-то мемуары) даётся разная информация. Официальное расследование не подтвердило непосредственного участия Войкова в расстреле царской семьи. Сегодня по его фамилии названа не только станция метро, но и район. Когда-то здесь был Чугунолитейный завод. Именно предприятие назвали первым в честь революционера. А потом наименование уже распространилось на улицы, метро и район. Сейчас, кстати, на месте бывшего завода торговый центр.
С 1992 года некоторые историки Москвы предлагали переименовать "Войковскую" в "Петербургскую". Но их инициатива не нашла поддержки у столичных властей. В 2000-х дебаты на эту тему продолжились. Представители разных общественных организаций обращались лично в мэру Ю.М. Лужкову с просьбой о переименовании станции. По их мнению, название в честь человека, причастного к уничтожению царской семьи, неприемлемо. Но в Московском правительстве заявили, что не раз обсуждали этот вопрос, привлекая экспертов, и не увидели достаточных причин для изменения названия.
В 2015 году инициативная группа москвичей даже отправила в администрацию Президента открытое письмо. Его подписали более 6 тысяч человек, в том числе известные артисты, режиссёры, художники и литераторы. Они предлагали переименовать "Войковскую" в честь космонавта Владислава Волкова. Рядом с метро есть такая улица, поэтому логика здесь была. #История завершилась в ноябре того же 2015 года. На портале "Активный гражданин" прошло голосование о переименовании станции. В итоге 53% москвичей высказались против.
Оказалось, что большинство местных жителей не испытывают дискомфорта от названия станции в честь П.Л. Войкова. Они не хотят менять уклад жизни и привыкать к новым наименованиям, потому что личность или поступки человека у кого-то вызывают вопросы. Тем не менее, интересно, что во время голосования по названию для платформы МЦК по соседству в 2016 году москвичи предпочли, чтобы она "Войковской" уже не была. Поэтому станции присвоили наименование "Балтийская". Можно сколько угодно дискутировать на тему некрасивой архитектуры или неподходящего названия. Но главное, что "Войковская" справляется с главной задачей - перевозкой пассажиров. Станцией ежедневно пользуются примерно 76 тысяч человек.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!