Нередко основанием для решения о покупке книги может служить только её обложка. Причем очень часто можно видеть, что на обложку помещают фразу какого-то известного (или не очень известного) человека или цитаты из книжных обзоров — это в большей мере и склоняет людей к покупке. Но стоит ли доверять таким громким высказываниям? Что на самом деле за ними кроется? Давайте разбираться, какие же фразы на книжной обложке должны вас насторожить!
«Бестселлер №1. В мире продано более 1 миллиона экземпляров»
Это настолько древний маркетинговый ход, что, честно говоря, не особо понятно, почему он до сих пор работает. Всегда стоит помнить, что «наиболее продаваемая книга» ≠ «самая лучшая книга». По большей мере подобные книги эффектно появляются (с большим шумом) и очень быстро пропадают из поля зрения. Через год никто о них уже и не вспомнит.
«Книга года по версии «Вася Пупкин Таймс»
Просто спросите себя — действительно ли это издание для вас авторитет? Что вы вообще знаете про этот источник информации?
Короткие восторженные отзывы или цитаты, надерганные из различных СМИ — тоже весьма стандартный ход. Чаще всего названия этих изданий обычным читателям ни о чем не говорят.
«Стивен Кинг (либо любой другой крутой писатель) рекомендует»
В этом случае вас пытаются поймать на крючок авторитета того писателя, который якобы рекомендует книгу. Естественно, наш мозг доверяет проверенным источникам и кажется, что раз уж сам Стивен Кинг рекомендует, то надо брать.
Но в реальности, может быть так, что Стивен Кинг сам не знает, что он нам советует. Да, возможно, в каком-то интервью он высказал свое мнение по поводу книги или автора. Может быть, он просто сказал: "Неплохо". Вот и вся рекомендация.
(Кстати, существует группа на Goodreads, где читатели собрали все книги, которые когда-либо рекомендовал Стивен Кинг. На сегодняшний день там 1030 книг).
«Вася Пупкин — это наш новый Пушкин (Сэлинджер, Достоевский, Брэдбери…)»
И опять уловка с авторитетом! Конечно, мы все любим Пушкина. Но разве мы ждём от современных авторов, чтобы они копировали чей-то стиль? Хорошие писатели создают свой.
«Книга вошла в лонг-лист Пупкинской премии»
Даже если писатель стал лауреатом премии, это ещё не говорит о том, что его книги хороши. А уж вхождение в лонг-лист и подавно. Скорее всего, это книга нового, не очень популярного у нас автора. И да, наверняка, он входил в какой-то лонг-лист. Но сама по себе такая фраза на обложке ставится только для привлечения внимания.
И напоследок...
Каждая книга — это как кот Шрёдингера. Пока не прочитаете, она будет для вас одновременно хорошей и плохой. Тут не угадать. Но все же, обращая больше внимания на то, что нам говорит аннотация, можно сделать для себя выводы и принять более взвешенное решение.
❓ Было ли у вас разочарование от таких многообещающих фраз на обложках?
С вами была литературный обозреватель и эссеист Гузель Зиятдинович. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал «Короче, о книгах», делитесь статьей в соцсетях, атакже заглядывайте в книжный Telegram и Youtube-каналы!