Найти в Дзене
plebiscitum: было→стало

«Мы не рабы, рабы не мы»: как изменился «Букварь» после развала СССР

Оглавление

Большинство проведённых исследований указывают на то, что перед революцией 1917 года писать и читать умели около трети российских подданных. С приходом к власти большевиков, несмотря на то, что в стране продолжалась Гражданская война и шла борьба с иностранными интервентами, была инициирована подготовка проекта декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Декрет был официально принят 26 декабря 1919 года.

Первый абзац документа раскрывал основной смысл ликвидации безграмотности для большевиков, как одну из предпосылок для социально-политических преобразований в стране:

- В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны.

Большевикам нужны были те, кто сможет прочитать, понять и выполнить директивы и распоряжения новой власти.

- Уметь читать печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и служебных делах. Уметь записывать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах, а также в основных вопросах строительства Советского государства.

За уклонение от учёбы была установлена уголовная ответственность. В 1923 году под председательством М.И. Калинина было создано общество «Долой неграмотность», которое печатало учебные пособия, в том числе буквари.

-2

В первых букварях не писали знакомые сейчас каждому фразы «мама мыла раму» или «у Шуры шары». Учебник состоял из лозунгов и социальной рекламы, которые структурировали и указывали, кому нужно быть благодарным за новую жизнь:

- Советы установили восемь часов работы.

Или:

- Среди рабочих много чахоточных. Советы дали рабочим бесплатное лечение.

В статье Марии Прилежаевой «Учатся, учатся, учатся» из журнала «Огонёк» 1970 года, есть строчка:

- И я помню блеск самолюбия в глазах, румянец радости, когда на классной доске неопытной и неумелой рукой удивительные писались слова: «Мы не рабы».

Выражение «Мы не рабы, рабы не мы» появилось в 1919 году в букваре для взрослых. Кто именно его придумал неизвестно. В 1987 году автором назвали Александра Шнеера. Фраза имеет тавтологическую структуру, поэтому некоторые исследователи утверждают, что изначально фраза писалась: «мы не рабы, рабы немы». Другими словами мы не рабы, потому что имеем свой голос.

К 1939 году уровень грамотности в стране приблизился к 90%. Фраза «Мы не рабы, рабы не мы» пропала из букварей, но ещё какое-то время каждый первоклассник был с ней знаком.

Букварь Николая Головина

В начале 1940-ых годов детей учили по букварю заслуженного учителя РСФСР Николая Головина. Учебный материал давался от простого к сложному: от чтения по слогам до прописей; от коротких рассказов до стихотворений с явным политическим намёком, посвященные Ленину и Сталину.

-3

Отличительной чертой букваря Головина были иллюстрации. Изображения были позитивными и простыми. Они демонстрировали первоклассникам шаблоны правильного повеления.

Букварь Александры Воскресенской

Букварь за авторством методиста и педагога русского языка Александры Воскресенской был одним из самых успешных: его переиздавали двадцать раз. В нём удачно сочетались задания на развитие памяти и воображения с навыками письма и чтения.

-4

Из-за того, что учебник изначально был предназначен для сельских школ, на иллюстрациях в основном показывались картины из счастливой деревенской жизни.

Букварь Всеслава Горецкого

Букварь доктора педагогических наук Всеслава Горецкого был построен по новой методике. Буквы изучались не по алфавиту, а по частоте их употребления в речи. В своей методологии автор использовал игровую форму обучения. В иллюстрациях появились вымышленные популярные герои: Буратино, Незнайка и Мурзилка.

-5

В СССР были и другие «Буквари», но их всех объединяло:

  • иллюстрации изображались гармонично. В них показывали правильные шаблоны поведения и взаимодействия детей с взрослыми и природой. Особый акцент делался на здоровом образе жизни;
  • отсутствовали иллюстрации плохого поведения и хулиганов;
  • почти не использовали иллюстрации с «очеловеченными» животными, которые появились ближе к распаду СССР;
  • на всех иллюстрациях дети и взрослые счастливы.

Букварь Всеслава Горецкого использовали после распада СССР, но потом от советской системы отказались:

- Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного пользоваться результатами творчества других.

Были введены ЕГЭ и ФГОС и осуществлён переход на Болонскую систему образования.

Современная «Азбука» (программа ФГОС)

-6

Авторство в данном случае не так важно, интерес представляет тенденция. Из учебников пропали гармоничные иллюстрации. Все пёстро и не последовательно, используются неправильные пропорции. На лицах людей и животных часто присутствует агрессия и недовольство чем-либо.

Когда-то Джон Кеннеди сказал:

- Космос мы проиграли русским за школьной партой.

При этом не стоит забывать, что во все времена систему образования использовали для достижения определённых целей. Поэтому не важно, как работает система, значение имеет, какая у неё цель. Если в СССР цель была «воспитать людей для сознательного участия в политической жизни страны», то сейчас цель представляется туманной и без конкретики.