Найти тему
Johny Wild

Стачка

Фильм С.М. Эйзенштейна «Стачка» стал первым полнометражным фильмом и первым в агитационной трилогии легендарного режиссера. Почему же пропагандистский фильм заказанный Пролеткультом стал произведением искусства? Давайте разберёмся.

Для начало обсудим общую композицию фильма. Сюжет довольно простой. Рабочее восстают, против хозяев завода, из-за плохих условий, но их восстание подавляют. Но Эйзенштейн усложняет эту историю. Например лишая фильм как такого главного героя, ведь главным героем в фильме выступает народ. Я даже не знаю, что еще добавить, ведь все самое интересное скрыто в деталях: монтаже, свете, операторской работе.

Прежде чем мы перейдем к деталям вспомним стать которая вышла в журнале ЛЕФ в 1923. В этой статье Эйзенштейн изложил новый подход к монтажу. Режиссер назвал монтаж основанием художественного кино. Монтаж по Эйзенштейну – это метод компоновки фильма, при котором кадры разделены на отдельные фрагменты и собраны в необходимом режиссеру порядке, чтобы достичь определенного ритмического эффекта. Он назвал это Монтаж Аттракционов. Аттракцион по Эйзенштейну — это «всякий агрессивный момент театра, то есть всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего». Подводя черту, можно сказать, что режиссерский метод Эйзенштейна можно охарактеризовать как интеллектуальное и концептуальное сопоставление изображений, объектов и понятий, способных к достижению определённых эмоциональных и интеллектуальных эффектов у зрителя. И именно этот инновационный подход стал главным выразительным средством в этом фильме.

Теперь вернемся к фильму, ведь сказать каждый может, а вот сделать… Эйзенштейн сделал. Его новый подход к склейке пленки в большей степени повлиял на художественную ценность фильма. Давайте поговорим на деле.

Эйзенштейн умело управляет ритмом фильма, вводя зрителя в этот ритм, он играет им, распределяя нужные ему акценты. Конечно он делает это сознательно и например увеличивая ритм когда нужно создать напряжение. В последней сцене фильма, кадры расстрела рабочих, сопровождаются кадрами, снятыми на настоящей скотобойне. Эйзенштейн вызывает у зрителя чувство ужаса, заставляет почувствовать страх, напрямую ассоциируя массовое убийство рабочих с забоем быков. Монтаж так же используется для создания метафор в фильме. Используя двойною экспозицию режиссер сравнивает тайнфх агентов с животными. Благодаря метафорам он еще глубже и ярче воздействует на сознание зрителя. Это воздействие на зрителя благодаря монтажу и было новаторским подходом и дает фильму огромную художественную ценность. И даже сейчас спустя почти 100 лет фильм смотрится с интересом.

Но не только монтаж сделал фильм «Стачка» произведением искусства. Так же стоит отметить оператора фильма, которым стал Э. Тиссэ. Операторская работа, во многом вдохновлённая экспрессивной документалистикой Дзиги Вертова, получилась живой, динамичной и полной современных смелых решений; картина демонстрировала, пожалуй, все возможности киноаппарата того времени, уходя далеко вперед от привычных на тот момент приемов съемки. Например кадр с перевернутым отражением в шаре.

При помощи света Эйзенштейн выделяет эмоции героев. Нагнетает атмосферу. Ставит акценты там где ему нужно. Например на последних минутах фильма в кабинете одного из буржуев, он высвечивая карту района, где проживают рабочие, когда по ней текут чернила, символизируя кровь. Благодаря свету он создает больший контраст между картой и чернила, чтобы ярче выразить метафору, чтобы оказать максимальное влияние на зрителя, что соотноситься с его новым подходом в монтаже.

Эйзенштейн изначально являясь театральным режиссером хотел воздействовать на зрителя, манипулировать его эмоциями, чувствами. Перейдя из театрального режиссера в кинорежиссера он остался равен это принципу. Только через экран это было сделать намного сложнее, чем через постановку. Но он справился со своей задачей, заставляя даже современного зрителя смотреть фильм не отрываясь и испытывать те эмоции, которые он хотел, чтобы зритель испытывал. И именно благодаря своему подходу, своему «атракциону» он сумел сделать из агитационного фильма, произведение искусства.