Найти тему
Johny Wild

Человек с киноаппаратом

Фильм «Человек с киноаппаратом», снятый в 1929, стал лучшим в карьере Дзиги Вертова. Этот фильм вошел в историю и стал мировой классикой. Но почему же этот фильм вошел во все учебники кино? Ведь по сути, Вертов просто снял жизнь города. Но не все так просто.

Начать стоит с манифеста Дзиги Вертова, который он опубликовал с 1922 по 1923 год вместе со своим братом М. Кауфманом и женой Е. Свиловой. В этом манифесте они призывали отказаться от сценария, актеров, декораций и т.д. Они не признавали кино, как синтез искусств. «Мы очищаем киночество от примазавшихся к нему, от музыки, литературы и театра, ищем своего, нигде не краденого ритма и находим его в движении вещей». Вертов утверждал, что кино должно передавать правду жизни, как хроника реальной жизни. Именно этой идеи Вертов придерживался при съемках Человека с киноаппаратом.

Весь фильм режиссер показывает нам жизнь города, без постановочных кадров или актеров. На самом деле это разные города – от Москвы до Одессы. Режиссер из разных кусочков, локаций собирает единое полотно фильма. И при помощи монтажа Дзига пытается отобразить действительность, пользуясь очень смелыми и не неожиданными приемами: Двойной экспозицией (человек с киноаппаратом возвышается над гордом, вылезает из кружки пива и т.д.), Разделенный экран (трамваи которые как будто пресекаются между собой), Рапид (кадры со спортсменами), Стоп-Кадр (кадры города), с помощью всех этих приемов, Вертов создает новый язык документальной съемки. Сейчас все эти приемы кажутся банальными и заезженными, но тогда это все было не известно и никто этим не пользовался. Поэтому инновационный подход Вертова поражает.

После появления этого фильма на экраны, возникло много споров, в том числе из-за быстрого ритма фильма. Даже сейчас смена кадров в фильме кажется быстрой, а тогда в 20-е годы, это было в 4 раза быстрее привычного ритма. Такой быстрый монтаж помогает понять и поймать ритм города.

Благодаря всем этим экспериментальным приемам, Вертов показывает совершенно обычной день из жизни города. Его подход поражает даже сейчас, каким прорывом в кино этот фильм стал в то время, трудно представить. Однако Вертов по моему мнению отступился от своего манифеста. Снимая жизнь городов, он создал свой собственный город, со своими людьми, ситуациями, заводами, автобусными парками, со своим ритмом. По моему мнению, как бы Вертов не хотел уйти от придумывания другой реальности в кино и прийти к съемки жизни. Он все равно создал свою субъективную реальность, да пусть на основе хроники, но невозможно не создать новой реальности в кино, ведь камера лишь запечатлеет время и смотря фильм, даже документальный, мы видим другую реальность и понимаем, что она создана режиссером, его виденьем, его мировоззрением и мироощущением.