Самая очаровательная баба-яга нашего кино, то есть Георгий Францевич Милляр, ещё и долгожительница, которая легко нарушала все правила ЗОЖ.
1. Милляр слыл человеком с алкогольной зависимостью, о чём сам шутливо намекал в стихах: " Сгорел от безделья и умер от трезвости - вот что напишут на гробе моём!"
2. Большую часть жизни пробыл в статусе закоренелого холостяка, соединив себя узами брака на седьмом десятке.
3. Проживал в стеснённых бытовых условиях, получив отдельную двухкомнатную квартиру в 82 года.
4. Всю жизнь играл второстепенные роли, а мечтал сыграть Суворова, Цезаря, Вольтера. "Актёр - это кладбище несыгранных ролей!"
5. Дома не построил, дерево не посадил, сына не вырастил, а был, по его собственному признанию, полномочным представителем всякой нечисти на просторах СССР.
6. Питался однообразно, отдавая предпочтение яичнице с ливерной колбасой.
Иными словами, для представителей геронтологии - науки о старении организмов, в том числе и человеческих - личность Георгия Францевича была бы не безынтересна.
Жаль, что в ту пору она была у нас в зачаточном состоянии.
Для нас же, воспитывавшихся на сказочных лентах Александра Роу, милляровские персонажи - это и способ постижения законов добра и зла.
Если великий кино-сказочник Роу был сыном ирландского инженера, работавшего в Российской империи, то Милляр был единственным ребёнком французского инженера Франсуа де Милье, женившегося на дочери золотопромышленника Елизавете Журавлёвой и ставшего в России Францем Карловичем Милляром.
К сожалению, в три года мальчик осиротел: отец скоропостижно скончался на отдыхе в Крыму. Так что значительную часть последующих лет Георгий прожил с властной мамашей, которая в день получки приезжала на киностудию Горького и следила за тем, чтобы полученные сыном рубли не пошли на выпивку. (А что оставалось делать бедной Елизавете Алексеевне?)
Свою творческую биографию Милляр начал в 17 лет со скромной должности театрального бутафора в Геленджике, в окрестностях которого на даче семью и застала Октябрьская революция.
В этом театрике на сто мест готовилась постановка "Золушки". Однако актриса, исполнявшая главную роль накануне премьеры заболела. Неизвестно, кому пришла в голову идея заменить её бутафором, знавшим слова роли назубок. Но факт остаётся фактом: молодого человека нарядили в платье, накрасили и -"Вперёд, на сцену!" Видимо, провала не было, ведь последовали другие роли.
Встреча с режиссёром Александром Роу стала для Милляра по-настоящему судьбоносной. Александр Артурович не только задействовал его в своих лентах, но даже способствовал устройству личного счастья своего друга.
А случилось это в 1969 году, когда в коммунальной квартире Милляра появилась новая жиличка - Мария Иванова. Женщина непростой биографии. ( А у кого в те времена была простая биография?)
Кулацкая дочь, вдова, мать троих детей. ( К счастью, они уже успели вырасти.) Александр Артурович, который нередко захаживал в эту коммуналку в гости, приметил Марию Васильевну и предложил:
-Вот на ней и женись. Близко, провожать не надо.
Шутливый тон последней реплики, видимо, был призван разрядить неловкую ситуацию. Можно только представить, сколько раз за эти десятилетия к бедному Милляру приставали с неделикатными вопросами разного рода "доброжелатели":
" Ах, почему ты, Гоша, не женишься? А ведь столько одиноких женщин вокруг. А вот у нас на примете есть одна девушка..."
Удивительное дело, но то ли совет старого друга возымел действие, то ли Георгий Францевич действительно созрел для уз Гименея, но в один прекрасный день он робко постучал в дверь соседки. С предложением руки и сердца.
Видимо, этот визит стал для Марии Васильевны полной неожиданностью, ибо невеста, не подумав, ответила прямиком, по-простому:
-Что вы, Георгий Францевич! Мне уже мужчины и без надобности...
Жених не растерялся и отшутился:
-А я и не мужчина, а баба-яга!
Этот ответ, видимо, устроил женщину.
Свадьбу они справили на съёмках фильма "Варвара-краса, длинная коса".
Поговаривали, что этот брак двух соседей сделан по расчёту, но, видимо, расчёт был согласован с Небесами. Их соседка по коммуналке актриса Людмила Зайцева вспоминала:
-"Это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл её "Манечка" и "лапочка", а самым большим ругательством было: "Ну, Маня, ты меня достала!"
Здесь следует подчеркнуть, если в быту актёр был непритязателен, довольствовался многие годы одним пальто и шапкой-пирожком, то в творчестве стремился к совершенству.
Так на съёмках другого киношедевра Роу , снятого по повести Николая Гоголя " Ночь перед Рождеством", Георгий Францевич промёрз до костей. А всё почему? Он отказался от сшитого для него тёплого костюма чёрта.
Этот костюм чёрта стеснял движения и мешал выполнять трюки. Его заменили более лёгким, напоминавшим цирковое трико. В нём уже немолодой артист и играл сцены с метелью, в нём же нырял в настоящую, а не бутафорскую прорубь. Согревался Георгий Францевич горячительными напитками, причём, по ряду свидетельств, предпочитал "Тройной одеколон", называя известную всем советским людям жидкость " зелёнкой".
Умер актёр "ангельской" смертью, то есть во сне.
Его друг актёр Александр Кавалеров, сыгравший в "Республике "Шкид" Мамочку, вспоминал:
-"Встал утром, выпил водки, а потом попросил у Марьи Васильевны чего-нибудь кисленького. Приличного шампанского не нашлось, но отыскали бутылку сухого вина. Он выпил стакан и спокойно уснул".
Вот такой был человек. Такой актёр.
Спасибо Георгий Францевич, что сделали наше советское детство поистине сказочным!