Найти тему
В поисках смысла

Георгий Милляр: "Я не мужчина, а баба-яга!"

Несмотря на дворянское происхождение и отличные манеры, в жизни Георгий Францевич легко сходился с простыми людьми - рабочими сцены,осветителями, костюмерами. И вообще предпочитал носить маску маргинала и шута. Открытый источник.
Несмотря на дворянское происхождение и отличные манеры, в жизни Георгий Францевич легко сходился с простыми людьми - рабочими сцены,осветителями, костюмерами. И вообще предпочитал носить маску маргинала и шута. Открытый источник.

Самая очаровательная баба-яга нашего кино, то есть Георгий Францевич Милляр, ещё и долгожительница, которая легко нарушала все правила ЗОЖ.

1. Милляр слыл человеком с алкогольной зависимостью, о чём сам шутливо намекал в стихах: " Сгорел от безделья и умер от трезвости - вот что напишут на гробе моём!"

2. Большую часть жизни пробыл в статусе закоренелого холостяка, соединив себя узами брака на седьмом десятке.

3. Проживал в стеснённых бытовых условиях, получив отдельную двухкомнатную квартиру в 82 года.

4. Всю жизнь играл второстепенные роли, а мечтал сыграть Суворова, Цезаря, Вольтера. "Актёр - это кладбище несыгранных ролей!"

5. Дома не построил, дерево не посадил, сына не вырастил, а был, по его собственному признанию, полномочным представителем всякой нечисти на просторах СССР.

6. Питался однообразно, отдавая предпочтение яичнице с ливерной колбасой.

В исполнении Милляра Чудо-юдо не такое уж и жуткое, а, наоборот, смешное и даже в чём-то человечное. Открытый источник.
В исполнении Милляра Чудо-юдо не такое уж и жуткое, а, наоборот, смешное и даже в чём-то человечное. Открытый источник.

Иными словами, для представителей геронтологии - науки о старении организмов, в том числе и человеческих - личность Георгия Францевича была бы не безынтересна.

Жаль, что в ту пору она была у нас в зачаточном состоянии.

Для нас же, воспитывавшихся на сказочных лентах Александра Роу, милляровские персонажи - это и способ постижения законов добра и зла.

Александр Артурович Роу открыл Милляра для кино, пригласив его в 1938 году в свой дебютный фильм "По щучьему велению". Открытый источник.
Александр Артурович Роу открыл Милляра для кино, пригласив его в 1938 году в свой дебютный фильм "По щучьему велению". Открытый источник.

Если великий кино-сказочник Роу был сыном ирландского инженера, работавшего в Российской империи, то Милляр был единственным ребёнком французского инженера Франсуа де Милье, женившегося на дочери золотопромышленника Елизавете Журавлёвой и ставшего в России Францем Карловичем Милляром.

К сожалению, в три года мальчик осиротел: отец скоропостижно скончался на отдыхе в Крыму. Так что значительную часть последующих лет Георгий прожил с властной мамашей, которая в день получки приезжала на киностудию Горького и следила за тем, чтобы полученные сыном рубли не пошли на выпивку. (А что оставалось делать бедной Елизавете Алексеевне?)

Георгий Францевич не имел связи с французскими родственниками отца, но праздновал День взятия Бастилии. С детства он  говорил на французском, но в анкетах данный факт утаивал, как и своё дворянское происхождение. Открытый источник.
Георгий Францевич не имел связи с французскими родственниками отца, но праздновал День взятия Бастилии. С детства он говорил на французском, но в анкетах данный факт утаивал, как и своё дворянское происхождение. Открытый источник.

Свою творческую биографию Милляр начал в 17 лет со скромной должности театрального бутафора в Геленджике, в окрестностях которого на даче семью и застала Октябрьская революция.

В этом театрике на сто мест готовилась постановка "Золушки". Однако актриса, исполнявшая главную роль накануне премьеры заболела. Неизвестно, кому пришла в голову идея заменить её бутафором, знавшим слова роли назубок. Но факт остаётся фактом: молодого человека нарядили в платье, накрасили и -"Вперёд, на сцену!" Видимо, провала не было, ведь последовали другие роли.

В молодости актёру пришлось скрывать и своё "неправильное" происхождение, и родственников за границей. Однако кто-то донёс на Георгия, служившего тогда в Театре революции, созданном Мейерхольдом. Пришлось Милляру уносить оттуда ноги. Работу он нашёл в бурно развивавшемся тогда советском кино. Открытый источник.
В молодости актёру пришлось скрывать и своё "неправильное" происхождение, и родственников за границей. Однако кто-то донёс на Георгия, служившего тогда в Театре революции, созданном Мейерхольдом. Пришлось Милляру уносить оттуда ноги. Работу он нашёл в бурно развивавшемся тогда советском кино. Открытый источник.

Встреча с режиссёром Александром Роу стала для Милляра по-настоящему судьбоносной. Александр Артурович не только задействовал его в своих лентах, но даже способствовал устройству личного счастья своего друга.

А случилось это в 1969 году, когда в коммунальной квартире Милляра появилась новая жиличка - Мария Иванова. Женщина непростой биографии. ( А у кого в те времена была простая биография?)

Кулацкая дочь, вдова, мать троих детей. ( К счастью, они уже успели вырасти.) Александр Артурович, который нередко захаживал в эту коммуналку в гости, приметил Марию Васильевну и предложил:

-Вот на ней и женись. Близко, провожать не надо.

Шутливый тон последней реплики, видимо, был призван разрядить неловкую ситуацию. Можно только представить, сколько раз за эти десятилетия к бедному Милляру приставали с неделикатными вопросами разного рода "доброжелатели":

" Ах, почему ты, Гоша, не женишься? А ведь столько одиноких женщин вокруг. А вот у нас на примете есть одна девушка..."

Удивительное дело, но то ли совет старого друга возымел действие, то ли Георгий Францевич действительно созрел для уз Гименея, но в один прекрасный день он робко постучал в дверь соседки. С предложением руки и сердца.

Видимо, этот визит стал для Марии Васильевны полной неожиданностью, ибо невеста, не подумав, ответила прямиком, по-простому:

-Что вы, Георгий Францевич! Мне уже мужчины и без надобности...

Жених не растерялся и отшутился:

-А я и не мужчина, а баба-яга!

Милляр стал самой убедительной бабой-ягой СССР, а ведь на эту роль в фильме "Василиса Прекрасная" пробовалась сама Фаина Раневская. Но Роу предпочёл Милляра. Открытый источник.
Милляр стал самой убедительной бабой-ягой СССР, а ведь на эту роль в фильме "Василиса Прекрасная" пробовалась сама Фаина Раневская. Но Роу предпочёл Милляра. Открытый источник.

Этот ответ, видимо, устроил женщину.

Свадьбу они справили на съёмках фильма "Варвара-краса, длинная коса".

Говорят, с прекрасным полом Милляр, мужчина тщедушного телосложения, был нерешителен, но в конце концов всё-таки обрёл семейный очаг. Открытый источник.
Говорят, с прекрасным полом Милляр, мужчина тщедушного телосложения, был нерешителен, но в конце концов всё-таки обрёл семейный очаг. Открытый источник.

Поговаривали, что этот брак двух соседей сделан по расчёту, но, видимо, расчёт был согласован с Небесами. Их соседка по коммуналке актриса Людмила Зайцева вспоминала:

-"Это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл её "Манечка" и "лапочка", а самым большим ругательством было: "Ну, Маня, ты меня достала!"

Здесь следует подчеркнуть, если в быту актёр был непритязателен, довольствовался многие годы одним пальто и шапкой-пирожком, то в творчестве стремился к совершенству.

Так на съёмках другого киношедевра Роу , снятого по повести Николая Гоголя " Ночь перед Рождеством", Георгий Францевич промёрз до костей. А всё почему? Он отказался от сшитого для него тёплого костюма чёрта.

Фильм по Гоголю изначально предполагалось снимать под Полтавой, в реальном селе Диканька. Но мартовская оттепель планы нарушила. Пришлось срочно менять дислокацию. Настоящая снежная зима обнаружилась на Кольском полуострове, в районе посёлка " 13-й" километр. Несмотря на "несчастливое" число, сняли шедевр. Открытый источник.
Фильм по Гоголю изначально предполагалось снимать под Полтавой, в реальном селе Диканька. Но мартовская оттепель планы нарушила. Пришлось срочно менять дислокацию. Настоящая снежная зима обнаружилась на Кольском полуострове, в районе посёлка " 13-й" километр. Несмотря на "несчастливое" число, сняли шедевр. Открытый источник.

Этот костюм чёрта стеснял движения и мешал выполнять трюки. Его заменили более лёгким, напоминавшим цирковое трико. В нём уже немолодой артист и играл сцены с метелью, в нём же нырял в настоящую, а не бутафорскую прорубь. Согревался Георгий Францевич горячительными напитками, причём, по ряду свидетельств, предпочитал "Тройной одеколон", называя известную всем советским людям жидкость " зелёнкой".

Умер актёр "ангельской" смертью, то есть во сне.

Его друг актёр Александр Кавалеров, сыгравший в "Республике "Шкид" Мамочку, вспоминал:

-"Встал утром, выпил водки, а потом попросил у Марьи Васильевны чего-нибудь кисленького. Приличного шампанского не нашлось, но отыскали бутылку сухого вина. Он выпил стакан и спокойно уснул".

Вот такой был человек. Такой актёр.

Спасибо Георгий Францевич, что сделали наше советское детство поистине сказочным!