Найти тему
Журнал ПРИГОРОД

Уроки токсовского вокзала

Оглавление

Исторический вокзал в Токсово снесли незаконно. Решение областного суда подтверждено апелляционной инстанцией и вступило в силу.

Вокзалу это уже не поможет: его снесли. На его месте спешно возводят каркасный новодел. А суд на стадии рассмотрения дела не стал накладывать обеспечительные меры. Так что же, как говорят в футболе – «заиграно»? Два года борьбы активистов – зря?

Нет, конечно. Теперь и чиновники поостерегутся, и инвесторы (в нашем случае – РЖД) станут аккуратнее. Не из уважения к суду и закону, конечно – за время тяжбы они собрали немало негатива. Действительно, нескладно выходит: из каждого утюга – про историческую память, даже в Конституцию вписали, а тут такое...

Вокзал в Токсово был построен в стиле «северный модерн» в 1916–1917 годах, по проекту финского архитектора Урхо Пяллия и гражданского инженера Николая Потехина. Здание принадлежало РЖД. В 2019-м его решили снести, «в рамках реконструкции», как «не представляющее исторической ценности». Железнодорожники объявили конкурс. Активисты и градозащитники подали в суд, оспаривая результаты конкурса и разрешение на строительство.

В конце 2019-го защитники вокзала обратились в областной Комитет по культуре, требуя включить деревянный вокзал в список выявленных объектов. Комитет долго тянул с вынесением решения, наконец, в августе 2020-го Комитет отказал.

Градозащитники и активисты оспорили приказ комитета, проводили митинги и пикеты, писали в РЖД и Минкульт. За снос высказался губернатор Александр Дрозденко. Депутат-«яблочник» Борис Вишневский вступился за вокзал, и немедленно получил в свой адрес поток грязи из телеграм-помоек. Не по делу, но дружно.

В апреле 2021-го здание снесли. В августе суд признал отказ комитета незаконным, в январе 2022-го вердикт был подтвержден в апелляции.

В суде юристы РЖД указали, что «на момент рассмотрения спора объект физически отсутствует», стало быть, спор не имеет значения. Оказалось – имеет. Хотя бы чтобы впредь было неповадно.

Утверждение, что «права истцов не были нарушены», суд также отклонил: граждане РФ «имеют право на участие в культурной жизни Ленинградской области, доступ к культурным историческим ценностям, сохранность объектов культурного наследия».

Важным моментом стало то, что суд установил: комиссия, изучавшая объект в июне 2020-го, не выявила аварийности. Нет необратимой аварийности – обязаны были сохранять.

Об исторической и культурной ценности постройки см., например, здесь.

Законодательство, конечно, стоит поправить, чтобы избавить чиновников от попадания в неловкие ситуации. Написано в 73-ФЗ про «обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» - надо дополнить: «...если это не противоречит интересам госкорпорации и/или местного начальства».

Кстати, к лесу тоже относится.

На память:

За отказ в присвоении вокзалу «охранного» статуса проголосовали выступили сотрудники областного комитета по культуре Галина Лазарева, Светлана Волкова, Ирина Ефимова. К ним присоединился не названный в протоколе представитель РЖД. Представитель администрации, главный архитектор Токсовского ГП Егор Танчук в голосовании не участвовал.

Эксперты Александр Кононов, Елена Резникова и Владимир Лапшин выступили против сноса остались в меньшинстве

В судах и на митингах боролись (и выиграли!) токсовские активисты Дмитрий Афиногенов, Константин Лелекин и Дмитрий Сергеев.

Дмитрий Синочкин

Вернуться на страницу журнала "Пригород"