Предлагаем вашему вниманию очерк нашего автора Татьяны Кузьминой. Татьяна Кузьмина много лет работала в библиотеке и по праву, и с большой любовью и знанием дела может вам рассказать о многом, что связано с библиотекой. В этом очерке Татьяна Кузьмина расскажет о том, как в советском кино был отражен образ библиотекаря и какую важную роль играла библиотека в советском кино.
Так кто же она, наша библиотекарша - это одинокая старушка в очках с роговой оправой, которую дома ждут котик и кактус?... Чем же она привлекает в свою библиотеку: песнями-плясками, кокошниками или... бикини?... Да щаз!... Давайте разберемся, уважаемые читатели!
БИБЛИОТЕКАРЬ.
Библиотекарь, будто аптекарь,
Всегда вам подскажет, что почитать.
Библиотекарь - душ наших лекарь,
Его невозможно не почитать.
Пастырь духовный - библиотекарь -
Храма служитель пресветлого книг,
Издревле зовёт этот храм человека,
Чтобы он мудрости силу постиг.
Т. Шувалова.
Недалеко ушла от истины автор трогательных стихов о работнике библиотеки Татьяна Шувалова! Ведь считается, что самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. При раскопках над входом в одно из помещений дворца фараона Рамзеса археологи обнаружили выбитую надпись "Аптека для души". За которой оказалось... древнее хранилище папирусов, глиняных табличек и манускриптов.
Профессия библиотекаря никогда не считалась престижной, но несмотря на это чрезвычайно популярна в среде кинематографистов, писателей, а также авторов, пишущих сценарии. Манящее и притягательное место всегда была библиотека, возможно, сейчас оно несколько поблекло в силу современного технического прогресса и новейших, цифровых технологий... Вот и Марк Туллий Цезарь говаривал: Всякий, у кого есть библиотека и сад, не нуждается более ни в чем". Приходилось мне слышать в быту о библиотекаре, как книжной, "библиотечной крысе", "сухаре", этакой грымзе, которая только "сундучит", то есть хранит книги, а живая жизнь за окнами библиотеки ее не касается и не волнует. Библиотека в переводе с греческого означает "книгохранилище". И вы знаете, уважаемые читатели, есть и такие библиотекари, мне приходилось знавать такую библиотечную даму, ещё и старую деву! Так вот ее предел счастья был таков: "Необитаемый остров, хорошая библиотека и на острове кроме нее, чтобы никого..."
У каждого из нас имеется свой рецепт счастья, но когда я с восторгом привела мужу цитату Цицерона про сад и библиотеку, то он внимательно посмотрев на меня, серьезно спросил: "И я не нужен?"... На меня словно ушат холодной воды вылили! И я принялась горячо уверять любимого мужа, что жить без него не могу! Значит, Цицерон был неправ?!... Человеку кроме этого книжного великолепия философии, науки и фантазии остро необходима рядом живая человеческая душа. В общественном сознании утвердился образ "бедного, но честного библиотекаря ", который, надо полагать, важен для подтверждения морального баланса общества, для доказательства о том, что не хлебом единым. Служительницы библиотек, или как шутят, иногда, сами читатели "очагов культуры", иногда, в кинофильмах изображаются схематично, стереотипно, но мы сейчас поговорим о советских фильмах, где библиотекарши - это люди пусть, порой, и чудаковатые, но привлекательные, занимательные и интересные. Может быть, не сразу, но по мере более близкого знакомства с ними, несомненно. И один из таких образов есть в фильме Сергея Герасимова "У озера".
Молодой библиотекарь Лена Бармина - особа возвышенная, романтичная, думающая. Сейчас бы сказали про такую, что вот только, девушка "не умеет строить отношения". Лена (Наталья Белохвостикова) - главная героиня прогремевшего на всю страну в свое время к/ф "У озера". Фильм с документальными особенностями, повествующий об ответственности человека перед природой и собственным будущим. Очень интересен эпизод в фильме литературного диспута в библиотеке на тему "Поэзия А. Блока" и чтение Леной перед читательской, разношёрстной аудиторией стихотворения Блока "Скифы". Как страстно и непримиримо отстаивает свою современную позицию библиотекарь, завуалированную поэзией, за которой обнажается второй смысл послания: здесь и драматическая проблема Байкала, и первая любовь, обрушившаяся на нее как майская гроза к человеку, которому она гражданственно противостоит...
Каким странным образом, между двумя непохожими, как будто поначалу, людьми возникает взаимное притяжение, возникает чувство любви в новелле "Идеалистка" в фильме "Два голоса. Три новеллы о любви" режиссера Александра Белинского... От яростного спора, выяснения нравственных, идеологических и духовных позиций, - до понимания, осознания родственности душ и возгорается огонь, который горит всю жизнь. Не гаснет прочный и таинственный интерес к судьбе друг друга... Не зря видно говорят, что от ненависти до любви всего один шаг. Невольно этот шаг делают навстречу друг другу Библиотекарша (Алиса Фрейндлих) и "дорогой читатель" Сергей Баклажанов (Никита Михалков). Героиня А. Фрейндлих живёт в вымышленном, идеальном мире, она цельный и высоконравственный человек, бережет книги, формуляры, любит свою библиотеку и преданна ей, но ведь самое главное в жизни не пропустить человека, который появился в твоей судьбе. Ведь это и был твой Единственный. Все можно вернуть, кроме любимых, которых мы потеряли. С любимыми не расставайтесь! Как мы жалеем потом, что не смогли сохранить на своем жизненном пути этого человека... И остаётся сия мечта сиять только в нашей душе... И кому после так важно, что малознакомого человека женщине неэтично взять под руку, или просто поговорить по душам, прогулявшись по набережной... Нет, безвозвратно поздно! Шанс упущен, минул твой звездный час...
Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали : " Довольно!"
Серым и бесцветным человеком, с первых кадров, мы видим библиотекаря Татьяну (Ирина Купченко), уже ближе живущую к нашему времени, скорее, как выясняется по ходу сюжета фильма "Приходи на меня посмотреть", режиссерского дебюта О. Янковского и М. Аграновича. В шерстяных носках, старой, обвисшей домашней кофте и халате она, и герою фильма Игорю (Олег Янковский) показалась впотьмах чуть ли не бабусей, ну, "мамашей" уж точно ... Невзрачная, жёсткая и даже хамоватая. Давно махнувшая на себя рукой старая дева, посвятившая себя целиком и полностью уходом за любимой мамой. Но Ангел в фильме присутствует не зря! И вскоре в московской квартире начинаются настоящие новогодние чудеса... Вот уж тут герои фильма Таня и, ошибшийся адресом незнакомец Игорь, просто вцепились друг в друга, сначала используя шанс (Таня) и, невольно вовлечённый в драматическую историю Игорь.
И вскоре, мы начинаем замечать преображение "синего чулка", превращающегося в библиотечную даму с буйной фантазией - зря, что ли она перелопатила гору книг, остроумную, обаятельно распевающую романс, великолепно себе аккомпанирующую на пианино, замечательно гостеприимную хозяйку. Перед нами внезапно проявляется, возникает Женщина - добрая, нежная, умная, красивая. Настоящая оттаявшая, замороженная зимняя вишня... Или чаровница, Хозяйка Медной Горы - как кому больше нравится.
А вот вам кинообраз советского библиотекаря, может, несколько наивного, но зато правильного. Библиотекарям ничто человеческое тоже не чуждо, что бы ни говорили о книжной зауми библиотекарей, как "ходячей энциклопедии", на этот раз в шпионском фильме времён "холодной войны" "Тень у пирса" режиссера Михаила Винярского, снятого на Одесской киностудии в далёком 1955-м г. Все в лучших традициях жанра, классического советского детектива: коварные диверсанты, четко и оперативно работающая милиция, неожиданно, милая библиотекарша Ракитина Татьяна Петровна (актриса Роза Балашова), которую пытались запутать в коварной лжи. Она боится, как любая женщина, но пересиливает свой страх. А мы такими и были, советские люди.
Я люблю наши старые фильмы. Да, они кажутся теперь такими простыми, но как они добры, какие они чистые, светлые, и отдыхаешь душой, пересматривая их. Неужели мы были такими?... Долго ли ещё будут длиться сумерки...
Обратимся к ещё одному фильму (Влюблён по собственному желанию), где библиотекарь в главной роли! Здесь ещё одна правильная библиотекарша, вообще, совершает чудеса, поставив развитие отношений, чувств на научную основу! Однажды, в метро она подбирает пьяного токаря Игоря (Олег Янковский).
Вера( Евгения Глушенко ) свято верит в технический и научный прогресс и искренне считает, что науке подвластно все, но просто надо сильно хотеть, слушать ее лично и выполнять инструкции. И о диво! Если за такое неподъемное дело берется энтузиаст, начитанный библиотекарь и просто хороший, добрый человек, да ещё мечтающий о любви, то эффект обоюдного аутотренинга срабатывает! Два одиноких человека со своей личной драмой нашли друг друга. Они изменились не только внутренне, но и внешне! Кстати, забавно уродовали актрису, делая из нее дурнушку, одевали под бесформенные бабушкины кофты ватные корсеты, лепили на лицо латексные прыщики, сальные волосы стягивали в тугой пучок. К концу фильма Вера постройнела, похорошела, бывшая дурнушка светится от любви, распущенные, вьющиеся волосы живым ореолом обрамляют голову, глаза - глубокие, прекрасные, она, в самом деле, стала похожа на Мадонну, а с Игоря слетела как серая пелена пьяная одурь и он снова стал самим собой - славным, хорошим, обаятельным парнем. Янковский настолько органично вошёл в образ пьяного забулдыги, что на премьере его, признанного кинокрасавца, не узнала собственная жена! Сильный пол, слушайтесь умных, русских библиотекарей и будет вам счастье.
Как только не используют бедную библиотеку предприимчивые, "понаехавшие" в Москву провинциалки... В любимом всеми фильме "Москва слезам не верит", режиссера Владимира Меньшова, книжный храм становится, вернее, - его читальный зал и "курилка" местом, где вполне можно познакомиться и подобрать себе хорошего мужа. Людмиле (Ирина Муравьева), Москва представляется лотереей, в которой она должна выиграть свое особенное счастье. Эта история до боли знакома, но почему же мы смотрим ее ещё и ещё?... У каждого свой ответ.
По-настоящему, меня очень привлекает образ патентоведа Веры, ещё одной ипостаси библиотекаря, созданный актрисой Маргаритой Тереховой в фильме "Дневной поезд" режиссера Инессы Селезнёвой. Одинокая женщина, которую мама пытается выдать замуж за Игоря (Валентин Гафт), холостого и тоже неустроенного сына подруги. Вот здесь отсутствует напрочь шаблон, схематичность, стереотипность перенесенного на экран образа библиотекаря. Никаких дурнушек, никаких почти драм. Она - ленинградка-умница-красавица, ну, правда "мамина", несколько дочка. Он тоже ничего себе, Игорь, очень сперва симпатичен. Между ними возникает искра. Вера в надежде смотрит на него, ей уже почти начинает казаться, да, и подруги советуют не упустить, что это в самом деле Он. А Игорь давно перегорел внутренне, опустошен ... Да, он респектабелен, но несчастлив. Тут не только личное, но и драма целого поколения шестидесятников, фонтанировавших идеями какое-то время, а к середине 70-х, исполненных горечи и ставших циничными. Не все, вот друг Игоря по кличке Эдисон (Виктор Борцов) до сих пор деятельно мечтает изменить своими открытиями мир. И как же тускнеет на его фоне умный, начитанный москвич Игорь... Нет, не о таком возлюбленном и спутнике жизни размышляла так долго наша умница-библиотекарша, добрая душа, тонкая, изящная женщина. Она ждала своего принца, а если он не появился, то лучше быть одной чем вдвоем пытаться согреться у остывающего костра. Я вот, смотрела концовку фильма не раз, и чудится мне все же, что-то эфемерное, какая-то тонкая ниточка ещё не разорвалась, связующая героев... Все мне кажется, что счастье ещё возможно... Она, провожая Игоря, уходящий поезд, все оглядывается сама на ходу, а Игорь сам на себя, такого всегда самоуверенного, самодовольного не похож, смотрит Вере в след с неподдельной, откровенной печалью. Он отвергнут Верой, но осознал какой прекрасный человек ему встретился, он не хочет расставаться... А ещё в Ленинграде, в кадре фильма весна начинается, пора любви... И такая красивая мелодия неустроенности, неутоленности чувства трепетного звучит, моего любимого композитора Алексея Рыбникова. Ну, не могут окончательно расстаться эти двое ! Это ПАРА.
Почему меня заинтересовала так эта тема: в каком облике существует и живёт библиотекарь в советском кинематографе? Дело в том, что это и мое время и дело моей жизни, которому я отдала четверть века. Все очень мне близко, понятно изнутри и узнаваемо. Хочется мне написать очерк о библиотеке, внучка старшая просит рассказать о моей работе и жизни и посвятить его всем-всем библиотекарям нашего СССР - это были прекрасные специалисты, постоянно занимавшиеся самообразованием, любившие людей искренне, что крайне, необычайно важно, яркие энтузиасты, подвижники, горящие люди, не разделявшие время на личное и рабочее, умеющие зажечь, и увлечь интересными делами окружающих, несущие свет познания. Возможно, эта статья является только преамбулой к будущему очерку о библиотеке как Аптеке для души...
Улыбнитесь! Черный библиотечный юмор или библиотекари шутят:
Библиотекарь, проверяя возвращаемые девушкой книги, сурово спрашивает:
—Вы в курсе, что у вас задержка?
Она, краснея:
—В принципе, я догадывалась. Но вы-то откуда знаете?
***
У Вас есть "Идиот"!
—А у кого его нет?
***
Было бы забавно, если бы у библиотек были коллекторы. Звонили бы, выбивали книги из должников. Типа: "Игорь Владимирович, вы в курсе, что взяли в начале года томик "Мертвых душ", и не вернули. Как будем решать вопрос? Вы же понимаете, что теперь должны нам два тома?
***
У вас есть книга "Мужчина - повелитель женщин"?
— фантастика у нас на третьем этаже.
Татьяна Кузьмина
Посмотрите ещё:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС