В прошлой статье мы подробно рассмотрели алгоритм перевода ребёнка на семейное образование. Какие шаги предпринять, если он только достиг школьного возраста и если уже ходит в школу. Были приложены все необходимые образцы обращений.
Но не все знают, какие бывают формы получения образования и формы обучения, а также различия между ними. Об этом данная статья.
Ст. 17 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее Закон образовании) регламентирует различные формы получения образования и формы обучения.
Форм получения образования две:
👉🏻в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
👉🏻вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Формы обучения расширяют формы получения образования, их пять:
📌Очная. В организациях. Сюда же входит надомная, как вариант очного обучения (её ещё называют «домашнее обучение», а в ч. 5 ст. 41 Закона об образовании её называют «обучение на дому» - это обучение детей, которые нуждаются в особом подходе по состоянию здоровья, учителя приходят к ребёнку на дом);
📌Очно-заочная. В организациях;
📌Заочная. В организациях;
📌В форме семейного образования. Вне организаций;
📌Самообразование. Вне организаций.
Чем отличаются друг от друга формы обучения?
Очная. Дети ходят на занятия очно, подчиняются локальным актам школы, расписанию, входят в контингент обучающихся.
Заочная. Дети не ходят в школу, осваивает программу самостоятельно, либо с привлечением специалистов, подчиняется локальным актам школы и графику аттестации, который предлагает школа. Ребёнок находится в контингенте школы.
Очно-заочная. Когда для изучения части предметов ребёнок посещает занятия, а другую часть осваивает самостоятельно. Союз двух вышеперечисленных форм. Какие предметы очно, какие заочно, определяют родители.
Семейное образование. Обучение происходит вне школьных стен, весь процесс ложится на семью (родителей). Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. В зависимости от целей и желаний семьи, учитывая особенности ребёнка и его индивидуальную траекторию обучения выбирается частота прохождения промежуточных аттестаций: ежегодно, за некоторые классы, только в 9 классе (такая возможность с точки зрения закона тоже есть).
Самообразование. Исходя из трактовок ч. 3 ст. 44, ч. 4 ст. 58 и ч. 2 ст. 63 Закона об образовании можно сделать вывод, что эта форма обучения относится к детям, получающим образование вне образовательной организации (в семье) в 10 и 11 классах, то есть среднее общее образование. На самообразовании ребёнок может самостоятельно выбрать школу, форму обучения, несёт ответственность за ликвидацию академзадолженности, самостоятельно уведомить органы местного самоуправления о выборе самообразования. Фактически обучение проходит точно также как на семейном образовании, с правом зачисления в школу для прохождения ПА/ГИА в качестве экстерна.
А также в ч. 4 ст. 17 Закона об образовании написано: «Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения». Таким образом можно организовать обучение наиболее комфортно для ребёнка, например, сложные предметы, где родители не уверены в своих силах и силах ребёнка, оставить очно, а остальные перевести на СО (или на другую форму). Либо, 1-2 предмета перевести на СО (или заочное), остальное оставить на очном - такой вариант актуален, если был конфликт с учителем, но сама школа в целом нравится и ребёнок не хочет менять коллектив.
#семейное образование #семейное обучение #семейная форма обучения #формы обучения #чем отличаются формы обучения #образование #образование детей