В 2014 году познавательно-развлекательный Discovery Channel снял документальный фильм, если его так можно назвать, получивший говорящее название "Russian Yeti: The Killer Lives", что в переводе означает "Русский йети: убийца жив".
То, как загадочную историю человеческой трагедии превращают в мешанину фактов и делают из этого сенсацию - не ново. Гибель девяти туристов в Уральских горах в феврале 1959 года имела версии и более странные.
Всему виной необычные аспекты, которые придают происшествию нечто необъяснимое, что приводит к появлению теорий заговора и паранормальных спекуляций. Немаловажно, что тела туристов были обнаружены поисковой группой "разбросанными" по большой территории либо без одежды, либо в странных позах, либо с необъяснимыми травмами и увечьями. Как будто они ночью в панике покинули палатку, в ужасе разбежались, а после каждого из них кто-то преследовал и убил. Версия Discovery как раз и строится вокруг того, что они убегали от кого-то, а если быть точнее от йети.
Ужасно наживаться на безвременной смерти других людей — в данном случае очень смелых и молодых студентов, у которых и сегодня есть живые близкие. Но телевизионные программы редко целиком и правдиво рассказывают о трагедиях, так как на такие истории не будет спроса, отсюда умышленное искажение фактов и свидетельств.
Можно сказать, что "Russian Yeti: The Killer Lives" продолжает марафон фантастических рассказов от Discovery. Если вспомнить, то ранее они с серьезной миной снимали "документальные" фильмы о русалках и мегалодонах (гигантских акулах), которые якобы существуют и сегодня. В этой программе ведущие Майк Либецки и Мария Кленокова задались целью раскрыть инцидент на перевале Дятлова, а точнее, подогнать все факты, что он как-то связан с йети.
Если быть честными, то мы не знаем, что случилось с туристами, но при желании можно было бы легко привести вполне правдоподобные объяснения, соответствующие фактам. Ведь группа Дятлова вполне могла, например, бежать от чего-то более реалистичного, вроде других людей (например версия о которых я рассказывал ранее - от агентов ЦРУ или от спецназа), лавины или реального животного.
То есть трагических и правдоподобных сценариев очень много. Только проблема в том, что они не так хороши для телевидения. Все мы знаем, что привлекает публику на телевидении - монстры. Огромные, ужасающие, поедающие людей монстры.
Не удивительно, что многое в фильме Discovery строится на основании того, что у Дубининой отсутствовала часть или весь язык - вероятно, откушенный во время падения, как предполагают скептики. Хотя на её теле также были обнаружены другие, предположительно посмертные, повреждения мягких тканей - почти неизбежные после нескольких недель нахождения в лесу.
Я даже не говорю о том, что в принципе отсутствуют особые основания предполагать, что трагедия на перевале Дятлова каким-либо образом связана с йети или, если на то пошло, с инопланетянами, вампирами или кем-то подобным. Когда дело доходит до паранормальных объяснений, медиа-продюсеры рады снять с себя всякую ответственность. Несмотря на это все равно позиционируют фильм, как серьезное и обстоятельное расследование.
Как можно построить двухчасовой фильм о йети вокруг дела, которое вообще не имеет ничего общего с монстрами? Как можно соткать такие яркие гобелены из такого скудного материала? Всего лишь 3 традиционные составляющие - это многозначительный вопрос, откровенное заявление и притягивание фактов. Russian Yeti: The Killer Lives щедро использует все три.
"Когда я узнал, что у одной из участниц похода отсутствует язык, я сразу понял, что это не связано с лавиной. Что-то вырвало язык этой женщине", — категорически заявляет Либеки в начале программы.
Как видим у ведущих напрочь отсутствует критическая точка зрения. Далее в программе рассказчик зловеще спрашивает:
"Почему так много файлов, связанных с экспедицией, остаются засекреченными?"
Ведущие этого не знают и не пытается узнать, потому что шоу не объясняет этого и не подтверждает, что какие-то файлы вообще были засекречены. Далее следует ссылка на воспоминание одного человека десятилетней давности о том, что он видел портянку в непосредственной близости от места трагедии, шоу переходит к утверждению о том, что:
"Каким-то образом военные добрались до места преступления раньше, чем поисковая группа. Чтобы замести все следы, оставленные йети".
Хотя официальных записей о военном присутствии в этом районе, когда погибли туристы, нет, то почему бы не пойти по этой версии.
Дальше напрашивается вопрос, если эта история непосредственно связана с Россией, то почему они отказываются брать интервью у каких-либо российских ученых или свидетелей дела. Вместо этого нас угощают интервью со сторонником криптизоологии Джеффом Мелдрамом и отечественным исследователем йети Игорем Бурцевым. Такое разжевывание тайн и притягивание фактов приносит криптозоологии (против которой я ничего не имею) мало пользы.
Бурцев, кстати, позднее жаловался, что создатели фильма связались с ним с конкретной целю - не разобраться в истории, а снимать его исключительно о йети:
"У меня брал интервью Нил Роулз (режиссер "Русский йети: Убийца жив"). Я сразу понял, что он делал программу, чтобы подгонять все факты в этой истории, а мои слова должны были просто дополнить общую картину".
Другой исследователь этой темы из США, Пит Сампракен, на форуме написал:
"Они обращались ко мне и пытался добиться одного ответа - о вине йети в гибели группы. В той или иной форме задавая только один вопрос: не мог ли йети быть причиной смерти? Но я не мог согласиться с создателями фильма. Это было бы слишком однобоко..."
Ну а центральным экспонатом программы является черно-белая фотография, на которой изображена "темная неопознанная фигура," выглядывающая из-за дерева. Вот она:
В фильме это показано крайне эпично. Сначала на экране появляется надпись:
"Следующее изображение — одна из последних фотографий, сделанных туристами. Оно впервые демонстрируется по телевидению".
То есть Discovery на полном серьезе представляет снимок с Тибо-Бриньолем, сделанный Колмогоровой (предположительно), как доказательство того, что йети преследовал группу Дятлова и опрометчиво попал в кадр. Что нам делать с этим "неопровержимым доказательством"?
Начнем с того, что он совсем не похож на йети. Своими короткими, довольно тонкими руками он очень похож на человека в куртке с капюшоном. А если взглянуть на предыдущие кадры в этой пленке, то в "йети" можно сразу узнать Тибо-Бриньоля.
Сфальсифицированные кадры и выдуманные в эфире "учеными" предыдущие "псевдодокументальные" фильмы"Discovery не оставляют иного выбора, кроме как скептического отношения ко всему снятому этим каналом.
«Без сомнения, это стопроцентное доказательство», — говорит Либеки о фотографии.
После таких утверждений моё доверие к Discovery серьезно пошатнулось. Как можно даже самые простые факты интерпретировать таким фантастическим способом?
Фильм "Русский йети: убийца жив" заканчивается циничным заявлением об отказе от ответственности:
"Эта программа содержит элементы драматизации".
Стоит ли это комментировать? Discovery нанесли сильный удар по своей научно-популярной марке, преподнеся историю настолько однобоко и поверхностно. По крайней мере, для меня.