Найти в Дзене
На берегах Терека

ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ТРУДНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВОЕННОЙ КАМПАНИИ 1841 ГОДА

Продолжение

При подготовке к нападению на мирное селение Чир-Юрт 9 марта 1841 г. имам Шамиль со своими наибами детально продумал проведение масштабной военной операции и во многом предопределил действия правительственных войск. В результате отряд под командованием подполковника Витторфа проделал несколько излишних переходов и в конечном итоге не смог уберечь мирный аул от полного уничтожения тысячными партиями мюридов. В свою очередь на равнину не могли прибыть воинские подразделения и из крепости Темир-Хан-Шура, т.к. значительная партия мюридов расположилась в ауле Чиркей. В случае выхода хотя бы части войск под командованием генерала барона Ф.К.Клюки-фон-Клугенау, то они непременно бы атаковали большое селение Каранай, в котором хватало сторонников мюридизма.

Несмотря на потерю только убитыми не менее 150 человек, рейд имама Шамиля можно назвать удачным, т.к. российское командование на Северо-Восточном Кавказе уже в самом начале военной кампании утеряло стратегическую инициативу, а мирное население Кумыкской плоскости было всерьез и надолго напугано. Не вносило спокойствие в размеренную жизнь равнинных селений и то обстоятельство, что не менее многочисленная партия наиба Шуаиб-муллы расположилась в предгорном селении Ярык-Су-Аух, а еще одна из Малой Чечни под командованием наиба Ахверды-Магомы находилась в селении Акташ-Аух. Они заняли очень удобное положение для возможной атаки и в любой момент могли обрушиться на плоскость, на которой со всей очевидностью не хватало воинских подразделений, также как и в ближайших пунктах.

Казачий дозор в горах. И.Занковский
Казачий дозор в горах. И.Занковский

Воинские подразделения продолжали прибывать в не совсем спокойный регион, но помимо снабжения их надо было где-то размещать, а далеко не все батальоны из уже расквартированных имели надежную крышу над головой, в том числе в зимний период времени. Так, часть Апшеронского егерского полка проживала в полуразрушенных землянках, подразделения Эриванского карабинерного полка, расквартированные в Кубе, не располагали и подобными жилищами, поэтому после многомесячных походов, обитали в малоприспособленных саклях местных жителей и скотских буйволятниках. Вполне естественно, что в подобных условиях проживания простудные заболевания являлись неизбежной нормой повседневной жизни. Только согласно официальным отчетам с 1 января 1839 г. по 1 сентября 1840 г. из 5535 апшеронцев скончались от различных болезней 951 человек, а эриванцы из 5239 солдат потеряли 1861 военнослужащих. Не удивительно что, проживая в подобных условиях, апшеронцы и графцы сами напрашивались в военные экспедиции и находили полную поддержку у вышестоящего начальства, т.к. смертность в боевых походах была на порядок ниже. В сложившихся обстоятельствах часть подразделений правительственных войск, помимо прокладывания дорог в различных уголках Кавказа, выделялась для строительства солдатских казарм. В Гори 2 батальона Грузинского полка, в Манглисе 2 батальона Эриванского полка, в крепости Темир-Хан-Шуре 1 батальон Апшеронского полка, в Кубе 1 батальон Эриванского полка, в Царских колодцах 1 батальон Тифлисского полка, в Белом Ключе 2 батальона Мингрельского полка, в Тифлисе рота Кавказского саперного батальона, в урочище Кара-Агач 5 эскадронов Нижегородского драгунского полка с наступлением хорошей погоды приступили к строительным работам. Таким образом, из предстоящей военной кампании выбывала значительная часть правительственных войск, постоянно расквартированных на Кавказе.

-2

Вместе с тем, предполагалось довести численный состав батальонов, предназначенных для ведения боевых действий в предстоящей кампании до 800 штыков, кавалерийские взводы довести до полного штатного состава в 15 рядов, а артиллерийские подразделения снабдить «усиленной запряжкой». Пополнить недостающий личный состав воинских подразделений, отправляющихся в горы, должны были из рот, выделенных на строительные работы, тем самым на возведение армейских казарм оставалось меньше военнослужащих. Еще 9 января 1841 г. командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал Е.А.Головин распорядился, чтобы каждый солдат, отправляющийся в военную экспедицию, имел с собой: «старый ранец, без политуры, на лямках из покромок с поперечным ремнем, холстинный мешок для сухарей на лямке через правое и манерка или котелок – через левое плечо. Солдат мог иметь при себе на 7 дней сухарей: на 4 дня в мешке и на 3 – в ранце. В последний, кроме того, укладывались: мундир, летние панталоны из фламского полотна, смена белья, пара портянок, иголка с нитками, запасные кремни и сальница. Головной убор составляла фуражка без белого чахла, но с козырьком и черным кожаным подбородным ремнем». Предполагалось обеспечить всех нижних чинов принятого образца патронташами, а в случае их недостатка, то в первую очередь ротных застрельщиков. Командиры полков получили распоряжения, чтобы на предстоящую кампанию каждый пехотный батальон обеспечить гужевым транспортом из расчета «под 2 колесных патронных ящика 10 лошадей, под вьючные патронные ящики, считая по три вьюка на роту - 12 лошадей, под палатки 12, под провиант, считая по 5 вьюков на роту - 20, под лазаретные вещи 2, под батальонного вагенмейстера 1, для возки провианта, а в случае нужды - больных и раненых, 2 арбы с троечной упряжкой - 6 лошадей, а всего на батальон 63 лошади». Помимо вышеперечисленного, каждый пехотный полк перевозил с собой «походную кузницу на тройке лошадей» и еще 2 лошади предназначались для полкового вагенмейстера и штаб-горниста. Необходимо учитывать, что подвижный состав во время продолжительной военной экспедиции необходимо кормить не только подножным кормом, но и овсом, под перевозку которого требовались дополнительные транспортные средства.

Словом, пока между штабом Отдельного Кавказского корпуса и расквартированными в регионе воинскими подразделениями происходила оживленная переписка, имам Шамиль открыл весеннюю кампанию. Его намерения стали очевидны, и мюриды достаточно наглядно дали понять, что не собираются отсиживаться в труднодоступных горных ущельях. Их стремительные действия на Кумыкской плоскости заставили военную администрацию срочно пересматривать уже принятые планы и предпринимать мероприятия, направленные на нейтрализацию первых успешных рейдов многочисленных партий горцев.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.