Найти тему

Конфликт – двигатель истории. 7 типов конфликтов для вашей книги

Оглавление

Благодаря конфликт появляется то напряжение, которое заставляет читателей переворачивать страницы. Смешивая внутренние и внешние конфликты, приправляя их иными видами конфликтов, мы предаем истории объемности, она становится более многогранной и цепляющей.

Типы конфликтов в книге

Изображение 506967 с сайта Pixabay
Изображение 506967 с сайта Pixabay

Тип 1. Человек против Я

Такой конфликт вызван внешними причинами, НО борьба происходит внутри. Чаще это борьба противоположных желаний, моральных принципов с личной выгодой.

Он может проявляться в диалогах, в действиях или бездействии героя, в мыслях, снах и видениях.

Пример: Рассказчик в «Бойцовском клубе» Ч. Паланика, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского

Изображение Niko Cace с сайта Pixabay
Изображение Niko Cace с сайта Pixabay

Тип 2. Человек против человека

Это классическое противостояние между героем и злодеем. Оно требует внешней борьбы и аргументации.

Но сюда же относятся истории, в которых антагонист противостоит герою в его же интересах (книги о конфликтах отцов и детей).

Примеры «Человек против человека»: «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг.

Изображение RuffnerRobinson с сайта Pixabay
Изображение RuffnerRobinson с сайта Pixabay

Тип 3. Человек против природы

Здесь персонаж пытается выжить во враждебной среде, сталкивается с неблагоприятными условиями, дикими животными. «Робинзон Крузо». Д. Дефо, «Таинственный остров» Ж. Верна.

Сюда же относится борьба с болезнями. «Загадочная история Бенджамина Баттона» Ф.С. Фитцджеральда.

Это также распространенный конфликт в антиутопиях, в которых мир был опустошен катастрофой. «Я – легенда» Р. Мэтисона.

Изображение SHAHRAM A с сайта Pixabay
Изображение SHAHRAM A с сайта Pixabay

Тип 4. Человек против общества

Это конфликт персонажа против могущественной силы: правительства, полиции, социальных норм. Наиболее полно раскрывается, когда эта могущественная сила представлена конкретным злодеем.

Персонаж может руководствоваться как своими моральными убеждениями, так и желанием выжить, стремлением к счастью/свободе/справедливости.

Примеры: «Мы» Е. Замятина. «1984» Дж. Оруэлла, «О дивный новый мир» О. Хаксли, «Убить пересмешника» Х. Ли.

Изображение Click on 👍🏼👍🏼, consider ☕ Thank you! 🤗 с сайта Pixabay
Изображение Click on 👍🏼👍🏼, consider ☕ Thank you! 🤗 с сайта Pixabay

Тип 5. Человек против сверхъестественного

Такой конфликт типичен для фантастики, фэнтези и ужасов.

Он часто цепляет читателя через примитивные инстинкты. «Что я буду делать, если столкнусь с такой нетипичной ситуацией?»

Иногда сверхъестественные существа выступают искаженными аналогами представителей «обычного» общества.

Примеры: «Сияние». С. Кинга, «Дракула» Б. Стокера, «Сумерки» С. Майер, «Семейка Аддамс».

Изображение Press 👍👍 Love you 💖 с сайта Pixabay
Изображение Press 👍👍 Love you 💖 с сайта Pixabay

Тип 6. Человек против технологий

Тут антагонистом выступает машина, искусственный интеллект, искусственно созданные формы жизни (в том числе вирусы).

Творение человека выходит из-под его контроля – таков распространенный мотив этих историй.

Часто конфликт связан с вопросом о моральной ответственности человека.

Примеры: «Бегущий по лезвию» Ф. Дика, «Я, робот» А. Азимова, «Суперигрушек хватает на всё лето» Б. Олдиса, «Терминатор».

Изображение junko с сайта Pixabay
Изображение junko с сайта Pixabay

Тип 7. Человек против бога или судьбы

Этот конфликт часто выступает дополнительным компонентом к другим конфликтам, чаще к «человек-общество», «человек-человек».

Его легко заметить по присутствию внешней направляющей силы, религии, предсказания.

Персонаж может как бороться с возложенной на него ответственностью, так и примириться с ней, действовать по указанию высших сил.

Пример: «Одиссея» из греческой мифологии, «Страсти по Лейбовицу» У. Миллера, «Бунтующий человек» А. Камю.