Эпидемический летаргический энцефалит, или же сонная болезнь (прошу не путать с сонной болезнью — африканским трипаносомозом, распространенной в Африке, которая передается мухой цеце) - является атипичной формой энцефалита, воспаления мозга, с очень интересным рядом клинических признаков. Но обо всем по порядку.
Эту загадочную историю лучше будет начать с небольшого вступления о человеке, который внес не мало пользы в попытке разгадать природу данного заболевания.
Константин фон Экономо. После переезда с семьей в Австрию поступил в Венский политехнический университет, но после, все таки, стал учится на врача. Служил летчиком и военным врачом во время Первой Мировой Войны.
С 1920 года и до конца жизни являлся профессор кафедры невропатологии и психиатрии медицинского факультета Венского университета.
В 1915 году, по Верденом, он первым описал случаи странного заболевания у личного состава. У кого то присутствовала температура, у кого то нет, вялость, апатия, двоение в глазах, рвота. Однако все это не воспринималось чем то необычным в условиях фронта - когда вокруг множество пострадавших, раненых, контуженых и психически травмированных солдат.
Но у некоторых все же наблюдались и другие симптомы: слуховые, зрительные и обонятельные галлюцинации, впадение в состояние полного безмолвия (люди, иногда, в прямом смысле замирали с кружкой чая или книгой в руках), острая шизофрения появившаяся на фоне полного здоровья, молодые люди с деменцией, обильное слюнотечение.
Позже, в 1941 году, это состояние назовут "акинетический мутизм" или же состояние при котором человек теряет способность говорить и двигаться, хотя способен на это.
Немногие, кто сможет выкарабкаться из этого состояния, опишут это как чувство неведомой силы, которая наваливается на тебя и не дает возможности пошевелиться. Следует отметить что от этого заболевания погибал каждый третий пациент.
В последствии это болезнь назовут в честь одного из ее первооткрывателей - болезнь Экономо. Но почему одного? Разумеется Константин фон Экономо не был единственным, кто обратил внимание на случаи загадочного заболевания.
По другую сторону баррикад на необычные случаи в невропатологической практике обратил свое внимание французский патологоанатом Жан-Рене Крюше. Эпидемический летаргический энцефалит так же получил второе авторское название - болезнь Крюше.
Во время эпидемии 1915—1925 годов, охватившей почти все страны мира, эпидемический летаргический энцефалит изучали многие исследователи. В пик заболеваемости, в 1917 году, в психиатрические клиники Европы начинают поступать множество пациентов с этими "странными" симптомами. Одного из первых таких своих пациентов подробно описал Экономо: "Во время приема голова мужчины безвольно повисла, началось обильное слюнотечение, а все попытки разбудить молодого человека не увенчались ни чем, кроме частичного открытия глаз. Через несколько дней в своей палате, посреди ночи он начал истошно кричать, а затем вновь погрузился в глубокий сон...".
С каждым новым днем в клиниках появлялось все больше и больше заболевших. Симптомы у них казались типичными для деменции, посттравматического расстройства, коматозного состояния. Настораживало лишь то, что эти часть этих симптомов совсем не характерна для лиц молодого возраста, а другая часть симптомов слишком подозрительно появилась одномоментно у большого круга лиц (при чем иногда возможно было выявить прямые контакты передачи инфекции). Именно это и подталкивало к выводу о инфекционной природе заболевания.
Различные методы диагностики, тесты на брюшной тиф и сифилис не девали никак результатов, в пункциях спинного мозга не было отмечено патологических изменений. Врачи и ученые в поисках ответом копались в архивах больниц и лабораторий, в надежде найти каки лицо зацепки. И так, уже известный на Константин фон Экономо, в Австрийской медицинской библиотеке нашел уминания случаев коматозного гриппозного энцефалита в 1890 году. Но только один момент не мог дать подтвердить этот диагноз у нынешних больных. При коматозном гриппозном энцефалите состояние летаргии и комы наступало в следствии кровоизлияния в мозговые оболочки, а во время пункции наблюдались форменные элементы крови - эритроциты, чего у пациентов Экономо не было. На основе этого он сделал вывод, что у пациентов с эпидемическим летаргическим энцефалитом происходит более глубокое поражение мозговых структур - серого вещества головного мозга. Коллеги Экономо, которые были патологоанатомами, подтвердили его предположения после вскрытия погибших пациентов.
Возможно Экономо и Крюше смогли бы докопаться до истины работая в другое время. Военные потери были несоизмеримо больше числа больных загадочным недугом. Вдобавок к этому на горизонте появляется куда более опасный противник, можно сказать, еще одна сторона конфликта, у которой не было союзников. Я говорю об испанском гриппе. Дальнейшие события так и затмили своей значимостью эпидемический летаргический энцефалит.
Однако он исчезнет так же стремительно, как и появился. После 1925 года отмечалось постепенное снижение заболеваемости эпидемическим энцефалитом, и в настоящее время регистрируются лишь спорадические случаи; значительных эпидемических вспышек не наблюдается. В 1987 году зафиксированы четыре случая. Все попытки идентифицировать возбудителя заболевания окончились неудачей, но характер эпидемии давал основания предполагать вирусную природу возбудителя. В последние десятилетия новых случаев не регистрируется.
В 1918 году совет врачей Больницы Королевы Мэри извлек образцы тканей мозга пациентов погибших от этой загадочной болезни и бережно законсервировали их в формалине на последующие года.
"Возможно поколения, что придут за нами, будут ясно видеть то, что мы только пытались нащупать"