И это роман Николая Муханова «Пылающие бездны», изданный в 1924 году, с интересными иллюстрациями художника М. Мизернюка, которые я приведу в своем рассказе.
Да, да, это самая настоящая «космическая опера». И хотя само понятие «космическая опера» появилось значительно позже, в 1940 году, но роман Н. Муханова полностью удовлетворяет её принципам.
Об авторе
Имя Николая Ивановича Муханова, автора романа «Пылающие бездны», мало известно современному читателю. Да и информация о нем скупа.
Известно, что родился Муханов в 1882 году в Сызране в семье типографского рабочего. Главным его увлечением с детства был театр. Детская мечта его исполнилась — он стал актером. И считал себя актером. В 1930 году Муханов написал автобиографию «Под холщевым небом», где рассказывает о своей работе в театре, не упоминая даже свои литературные труды. При жизни были опубликованы лишь отдельные главы автобиографии.
Да, в принципе, и упоминать особо нечего. «Пылающие бездны» — единственный значимый труд Муханова. Да, были еще стихи, рассказы, он даже где-то публиковался. Но всё, кроме романа «Пылающие бездны», осталось незамеченным.
Умер Николай Иванович Муханов в 1942 году в блокадном Ленинграде. Похоронен в братской могиле на Пискарёвском кладбище.
Краткое содержание романа
Действие романа происходит в далеком будущем. На дворе, как говорится, XXV век. Земля и Марс находятся на грани войны из-за владения поясом астероидов, богатых необходимым для жизни и развития производства полезными ископаемыми.
Чтобы уберечь Землю, принимается решение начать войну с Марсом. К такому же решению приходит и правительство Марса. Война в космосе начинается.
Главнокомандующий земных войск и главный ученый планеты попадают в плен к марсианам. Но им помогает другой главный ученый, уже Марса. Он не только сохраняет жизни землянам, но и помогает вернуться на родную планету.
А в это время на Земле молодое дарование разрабатывает мощное оружие, способное даже сдвигать планеты. Применение этого оружия решает исход войны — Земля побеждает.
Но тут Солнечной системе угрожает еще одна напасть — в её пределы врывается огромный астероид, готовый разрушить не только планеты, но и само Солнце.
Фантастика романа
О, да! «Пылающие бездны» — настоящий фантастический роман. И не только потому, что события его происходят в далеком будущем да еще в космосе и на Марсе. Но и потому, что он буквально весь напичкан фантастическими идеями, время которым пришло только сейчас, а в некоторых случаях даже пока не пришло. Давайте посмотрим, что представляют собой наша родная планета через 400 лет.
На ней все хорошо и прекрасно. Она процветает и расцветает. Правда, в представлении Муханова это несколько странное процветание.
Нигде ни пяди голой, обнаженной земли. Гений человечества одел тело своей праматери в достойные ее одежды. Нагота земли показалась-бы современному человеку столь же неуместной и неприличной, как нагота дряблого старческого тела народам древности.
Даже берега морей и океанов обрамлены в бетон. Развитие Земли пошло и вверх и вниз. Высотные здания рвутся в небо, висячие сады и площади, подземные заводы. Кстати, все производства вынесены в малообитаемые районы — в Арктику и Антарктиду.
Главный город Земли — Гроазур. Центральная его часть находится в точке, соответствовавшей географическому положению древнего Урала. А сам город простирался на пол-Европы и пол-Азии.
Земля — общая федерация, которой руководит Федеральный Совет Земли, состоящий из 10 000 членов.
Люди Земли будущего тоже несколько отличаются от нынешних. Живут они в среднем 150 лет, ничем не болеют. Мужчины, по каким-то причинам, все лысые, а женщины невероятной красоты с пышными длинными, обязательно светлыми, волосами.
Кстати, об именах. Странные у них имена. Состоят из несколько частей. Первое — имя, данное при рождении; остальное указывает на место рождения. Так имя Гени Оро-Моск означает «Гени, рожденный в Европе, Москва».
На Земле живут не только родные дети планеты, но и марсиане, с которым у землян до некоторых пор были дружеские отношения. Кроме того, даже создаются смешанные браки и (о, чудо!) рождаются совместные дети. Так у этого Гени Оро-Моск как раз жена марсианка — Авира Гени-Мар, женщина небывалой красоты.
С детьми на Земле будущего не все так просто. Они воспитываются не в семьях, а в специальных закрытых учреждениях, занимающихся созданием людей, преданных Федерации Земли.
Развитие техники на Земле будущего на высоком уровне. Существуют не только летательные аппараты аэрожабли, летающие над планетой, но и космические межпланетные санаэрожабли, летающие к другим планетам, т.е. к Марсу и Луне. Луна тоже уже освоена. На ней построены города и заводы. Живут люди.
Возможность перелетов, да и вообще всей промышленности Земли, стала возможным с появлением небулия, чудесного элемента, обнаруженного на астероидах.
Небулий используется не только для космических перелетов, но и в быту. Он и топливо, И источник энергии, и строительный материал, и материал для создания разных аппаратов, как бы мы сейчас сказали — «гаджетов».
Муханов в своем романе предсказал появление многих из ныне существующих — тут и переговорные устройства, и аналоги телефонов и видеофонов, и электронных книг, и компьютеров. Все они в романе, конечно, названы по другому, но очень узнаваемы. Еще ведутся разработки искусственного интеллекта, разумных машин.
Всякие разные странности
Всё-таки нельзя забывать, что роман «Пылающие бездны» написан сто лет назад. И то, что знаем мы сейчас, еще не знал автор. Поэтому и относиться к роману надо с определенной долей снисходительности.
Современный ученый человек найдет в нем множество технических неправильностей. Я не буду об этом. Просто расскажу, что меня удивило в созданном Мухановым мире.
Земля Муханова — это технологически развитая планета. В их мире совершенно нет места искусству. В романе ничего не говорится о культуре. Единственный момент, это когда героиня романа читает книгу. И то это не землянка, а марсианка.
Очень мало места в своем романе автор посвятил женщин. В романе есть любовная линия, но она связана с марсианками. Если землянин кого-то любит, то прекрасную марсианку. Земные женщины просто не заслужили внимания.
Много странностей имеется и в эпизодах, связанных с Марсом. Например, и марсиане свободно дышат земным воздухом, и земляне вполне вольготно чувствуют себя на Марсе. Да еще сверхспособность землян долетать до Марса за шесть минут совсем меня сбила с толку.
Да ладно с этим Марсом. Кто его знает, как там на нем. Муханов пишет, что марсиане уже могут даже мертвых оживлять. Фантастика же.
Читать или не читать?
Роман этот наивный и порой глупый. Да и написан он, не смотря на всю его фантастичность, в стиле этакого романтизма с «заламыванием рук», «задыханием от душившей злобы» и «готовности задушить её в своих объятиях».
А еще роман «Пылающие бездны» — яркий представитель своей эпохи. И в нем, конечно, нашлось отражение её. Как не узнать помпезную сцену встречи героев, вернувшихся с Марса.
На общественных площадях, на воздушных бульварах и садах, на подвесных, прозрачных кровлях улиц, на обширных галереях дворцов — разместились многотысячные колонны рабочих и общественных организаций со своими эмблемами труда, знаменами и значками. Ликующе величественные звуки радио-музыки ласкали слух и вдохновляли сердца.
Как художественное произведение роман «Пылающие бездны» определенно слаб. В нем нет ни каких-то литературных достоинств. Но вместе с тем он увлекательный, динамичный, приключенческий. В нем нашлось место и геройству, и самоотверженности, и непримиримой борьбе со злом, и любви. Читать его легко и просто. И если сделать скидку на время, то роман вполне приемлем.
Но стоит ли его читать? Только в целях собственного расширения кругозора, в рамках исследовательского интереса. Для получения эстетического удовлетворения лучше выбрать что-то другое.
Но кому интересно погрузиться в истоки рождения фантастики, то обязательно. Все-таки это самый первый пример «космической оперы». С этого все начиналось.