Наверное не найдется такого человека, который бы не видел хоть одного фильма Леонида Иовича Гайдая. Он был гением комедии и одним из лучших режиссеров в эпоху советского кинематографа. С возрастом меняется мышление, восприятие и мировоззрение - не меняется только отношение к фильмам Гайдая.
За таким колоссальным наследием многие не замечают одного феномена - в начале творческого пути Леонид Иович терпел исключительно неудачи, которые запросто могли перечеркнуть едва начавшуюся карьеру.
Изначально складывалось впечатление, что Гайдай станет актером. Он прошел обучение в Театральной студии при Иркутском областном драматическом театре и успел сняться в нескольких фильмах. Правда роли в картинах «Ветер» и «Ляна» не принесли особого успеха.
В 1955-ом Леонид Иович закончил режиссерский факультет ВГИКа и начал задумываться над самостоятельной постановкой. Надо сказать, что свой первый фильм он снял достаточно быстро. Уже в 1956-ом на экраны вышла картина под названием «Долгий путь», снятая по мотивам сибирский рассказов Владимира Короленко «Чудная» и «Ат-Даван».
Правда Гайдай занимался постановкой не один, а вместе с Валентином Невзоровым. На выходе получилась картина, которую можно отнести к жанру драмы и мелодрамы. Михаил Ромм, наставник Леонида Иовича, при первом просмотре обратил внимание на некоторые «живые эпизоды», несколько выбивающиеся из общей колеи. Именно эти фрагменты позволили Ромму разглядеть в молодом режиссере талант комедиографа.
Фильм «Долгий путь» получился добротным, однако для массового зрителя остался незаметным. Впрочем, это не особо расстроило Гайдая, ведь он уже снимал комедию «Жених с того света». Картина могла похвастаться оригинальным сюжетом и отличными актерами. Плятт и Вицин гениально вживались в роли, картина складывалась, начальник «Мосфильма» Иван Пырьев одаривал Гайдая хвалебными словами. Казалось, успех просто неизбежен.
Но тут в дело вмешался Николай Михайлов - Министр культуры СССР. После просмотра он назвал фильм «Жених с того света» «натуральной антисоветчиной». В результате картину пришлось порезать, да так, что из полнометражной она превратилась в короткометражную. Это автоматически лишило ее нормального проката, хотя даже в «урезанном» виде она смотрится с интересом.
Иван Пырьев продолжал верить в Гайдая и сказал примерно следующее: «снимешь социалку - будешь реабилитирован». По настоятельству все того же Пырьева Леонид Иович занялся съемкой фильма «Трижды воскресший», который ставился по пьесе Галича «Пароход зовут «Орленок». Находясь в определенных рамках Гайдай работал без особо энтузиазма. В итоге фильм прошел мимо зрителей и оказался гораздо хуже предыдущих.
Вот так, после пяти изматывающих лет Леонид Иович фактически оказался у разбитого корыта. После серии провалов дорога в большое кино была закрыта. Но Пырьев до самого конца верил в талант Гайдая и дал право поставить фильм в рамках альманаха «Совершенно серьезно». Тогда это казалось подачкой, ведь за плечами было три полнометражных картины, а тут всего-навсего короткометражка. Но на этот раз Гайдай не был скован и мог творить.
Кстати, та короткометражка называлась «Пес Барбос и необычный кросс». Ну а что было дальше вы и так прекрасно знаете.
#интересные факты о кино #советское кино #советские комедии #кино #леонид гайдай