Найти в Дзене
Взгляд в прошлое

Княгиня, оперная певица и писательница, друг Александра I и сердце литературной Москвы. Жизнь Зинаиды Волконской.

Удивительная жизнь княгини Зинаиды Волконской (1789-1862) не похожа на судьбы аристократок первой половины XIX в. Она не раз была осуждаема за свой образ жизни, но по-другому эта свободная женщина не хотела и не могла жить. Слишком много в ней было талантов, ума, смелости, жажды открытий. Она во многом предвосхитила новых эмансипированных женщин конца XIX века. Зинаида Александровна родилась в 1789 году в семье потомственных аристократов. Ее отец князь Белосельский-Белозерский и мать Варвара Татищевы проживали в Дрездене. Через 4 года семья вернулась в Россию. К тому времени князь овдовел, его маленькую дочь стали воспитывать старшие сестры. Большое влияние на становление личности дочери оказал её отец. Князь Белосельский был воспитан в лучших традициях XVIII в. Был начитан, собирал произведения искусства, состоял в переписке с Кантом. Конечно, он руководил воспитанием дочери, направлял ее интересы, знакомил с искусством. В 22 года она вышла замуж за князя Н. Г. Волконского и в

Удивительная жизнь княгини Зинаиды Волконской (1789-1862) не похожа на судьбы аристократок первой половины XIX в. Она не раз была осуждаема за свой образ жизни, но по-другому эта свободная женщина не хотела и не могла жить. Слишком много в ней было талантов, ума, смелости, жажды открытий. Она во многом предвосхитила новых эмансипированных женщин конца XIX века.

Зинаида Александровна родилась в 1789 году в семье потомственных аристократов. Ее отец князь Белосельский-Белозерский и мать Варвара Татищевы проживали в Дрездене. Через 4 года семья вернулась в Россию. К тому времени князь овдовел, его маленькую дочь стали воспитывать старшие сестры.

З. А. Волконская. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/
З. А. Волконская. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

Большое влияние на становление личности дочери оказал её отец. Князь Белосельский был воспитан в лучших традициях XVIII в. Был начитан, собирал произведения искусства, состоял в переписке с Кантом. Конечно, он руководил воспитанием дочери, направлял ее интересы, знакомил с искусством.

Князь А. М. Белосельский. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/
Князь А. М. Белосельский. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

В 22 года она вышла замуж за князя Н. Г. Волконского и вскоре родила единственного сына, крёстным отцом которого стал сам Александр I.

В эти годы жизнь молодой женщины была связана с императорским домом. Александр I называл ее "лучшим украшением своего двора". Они много общались, несомненно его привлекал смелый, независимый характер молодой женщины. Есть мнение, что император был увлечен Волконской. Иначе как объяснить их многолетнюю близкую переписку, в которой они состояли на протяжении всей жизни императора.

В 1813 году Зинаида Волконская была в составе свиты Александра I в его поездке в Лондон и Париж. Волконская не спешила возвращаться в Россию. Некоторое время она жила в Польше, ездила в Германию, где встречалась с Гете. Совершила путешествие по Италии. По завершению войны в Европе княгиня обосновалась в Париже. Она посещала лучшие салоны столицы, неоднократно выступала, исполняя итальянские арии. Волконская завязала дружеские отношения с начинающим тогда композитором Россини. При ее содействии в Париже была поставлена его опера "Итальянка в Алжире", где она пела одну из партий.

После череды поездок по городам Европы, Волконская, уступая просьбе Александра I, вернулась в Россию в 1817 году. Сначала Зинаида Александровна блистала в Петербурге. Она часто выступала в салонах знати. Но скоро была вынуждена уехать в Москву. Ее артистическая жизнь и сопровождающий итальянский художник, которого она взяла с собой в поездку, стали поводом для пересудов. Москва, затем Одесса, снова Европа - Зинаида Волконская не могла найти пристанища. Ее беспокойная натура, жажда новизны не давали ей осесть на одном месте. Кроме того, в ней стал раскрываться литературный талант. Волконская писала стихи и издавала их. Хотя критика была весьма сдержанна, восхищаясь больше ее музыкальными способностями.

Портрет работы К. Брюллова. https://adamsnotes.net/?p=5501
Портрет работы К. Брюллова. https://adamsnotes.net/?p=5501

Мадам Волконская, удивительная женщина, своим контральто поёт как ангел… Она скорее некрасива, но имеет приятный облик 
и сочиняет прекрасную музыку. Писатель Стендаль.

В возрасте 30 лет княжна снова обосновалась в любимой Италии.

Вилла Волконской в Риме. https://www.culture.ru/objects/2602/villa-volkonskoi-v-rime
Вилла Волконской в Риме. https://www.culture.ru/objects/2602/villa-volkonskoi-v-rime

Она выступала с концертами и драматическим чтением. Волконская организовала салон, куда приглашала музыкантов и художников.

https://proza.ru/2020/12/14/217
https://proza.ru/2020/12/14/217

Она занялась композиторской деятельностью. Написала оперу "Джованна д'Арко" по мотивам драмы Шиллера "Орлеанская дева", где исполняла главную партию. Одним из лучших ее исполнений, по мнению современников, была партия Танкреда в опере ее друга итальянского композитора Россини.

Ф. А. Бруни. Портрет З. А. Волконской в костюме Танкреда. Не ранее 1820 г.
Ф. А. Бруни. Портрет З. А. Волконской в костюме Танкреда. Не ранее 1820 г.

Она проявила себя и как режиссер. Под ее руководством была поставлена любимая опера Александра I "Прекрасная мельничиха" итальянского композитора Паизиелло.

Русский период

После настоятельных просьб императора Волконская в 1824 году возвращается в Россию. Но светский Петербург ее уже не привлекает. 35 летняя княжна принялась за устранение пробелов в своем образовании. Волконская продолжала писать стихи и прозу по-французски и одновременно увлеклась изучением русской истории. Этот интерес был вызван работой ее отца по поиску корней своего рода, который был древнее рода Романовых.

Ища спокойного места для занятий, Зинаида Александровна переехала в Москву и поселилась в доме своей мачехи на Тверской улице.

Дом Волконской на Тверской. https://vladimirtan.livejournal.com/363204.html
Дом Волконской на Тверской. https://vladimirtan.livejournal.com/363204.html

На 4года дом Волконской стал культурным центром Москвы. Так вспоминал это время П. Вяземский:

В Москве дом княгини Зинаиды Волконской был изящным сборным местом всех значительных и отборных личностей современного общества. Тут соединились представители большого света, сановники и красавицы, молодёжь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Всё в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли. Бывали в нём чтения,  концерты, дилетантами и любительницами представления итальянских опер. Посреди артистов и во главе их стояла хозяйка дома. Слышавшим её нельзя было забыть впечатления, которое производила она своим полным и звучным контральто и одушевлённою игрою в роли Танкреда, опере Россини.

Среди посетителей салона Волконской были многие замечательные люди того времени: А. Пушкин, А. Мицкевич, Е.Баратынский, П. Вяземский, В. Одоевский, Д. Веневитинов (молодой поэт, который был страстно влюблен в Зинаиду) , П. Чаадаев, братья Киреевские.

Смерть императора стала для всех неожиданностью. Волконская оплакала его в своей первой русской поэме «Александру Первому», а также сочинила кантату для вокального исполнения.

Вскоре Зинаида Александровна стала причастна к делу декабристов. Во-первых, родной брат ее мужа был в числе заговорщиков, его судили. Во-вторых, княжна организовала прощальный вечер для Марии Раевской, пожелавшей следовать за мужем в Сибирь. Все эти действия навлекли на нее подозрение, за ней следила полиция.

В обществе росло недовольство жизнью Волконской. Ее фаворит, скромный итальянский художник уступил место образованному графу Риччи, которым она была сильно увлечена .

 В Московский период ее научная деятельность находит признание. Она издает на русском и французском свой труд "Славянскую картину пятого века". А в 1826 году Волконскую избрали почётным членом "Общества истории и древностей российских при Московском университете". Вскоре она стала почётным членом "Общества любителей российской словесности".

Последний заграничный период жизни.

В 1829 году Волконская навсегда уезжает из России.

До конца своих дней княгиня проживет в Италии, перейдет в католичество, которое уже давно ее привлекало. Волконская поселится в прекрасном дворце в центре Рима, который станет ее литературно-музыкальным салоном.

Волконская арендовала второй этаж этого дворца в Риме. https://www.culture.ru/objects/2602/villa-volkonskoi-v-rime
Волконская арендовала второй этаж этого дворца в Риме. https://www.culture.ru/objects/2602/villa-volkonskoi-v-rime

В ее доме часто гостил Тургенев, с которым она состояла в переписке. Находившийся в это время за границей композитор М. Глинка, посещал ее салон и выступал в домашних концертах. В ее доме бывали художники К. Брюллов, О. Кипренский, писатели В. Скотт, Н. Гоголь.

В эти годы усиливается ее религиозность. Сказывался возраст и душевная болезнь, которая периодически в течении жизни приводила ее к депрессии.

В последние годы жизни княжна окружила себя католическими миссионерами. Она углубилась в веру, занималась благотворительностью. Искусство ее больше не увлекало.
люди, известные своим благочестием, миссионеры, а также те, кто совершил важные деяния на пользу Церкви были посетителями ее дома.

Она воссоединилась с мужем, который под влиянием жены тоже перешёл в католичество, открыла две школы для девочек, приняла обед бедности. Волконская жила практически в нищите, раздавая имущество в приюты и церкви. Это и послужило причиной ее смерти. В холодную погоду ей встретилась нищая, которой княгиня отдала свой плащ. Она простудилась и умерла от воспаления лёгких.

Зинаида Волконская всю свою жизнь искала себя в искусстве. Успехи ее были очень большими, однако, дворянское происхождение и взгляды общества на роль женщины, не были готовы принять новый образ жизни свободной дамы. Для своего времени она была человеком новых взглядов, который вписал свое имя в историю культуры.