Найти тему
CAR.RU

ЗиЛ — история создания и ликвидации советского автомобильного завода

ЗИЛ - Завод имени Лихачева, история которого берет свое начало 2 августа 1916 года. В это же время наблюдался разгар Первой Мировой войны. Первый камень будущего предприятия был заложен Григорием Григорьевичем Кривошеиным. Местонахождение будущего завода - Тюфелева роща в Москве. В то время предприятие носило другое наименование - Завод Автомобильного Московского общества, сокращенно “АМО”.

Фото: «CAR.RU»
Фото: «CAR.RU»

На начальном этапе планировали выпускать грузовой транспорт Fiat-15 Ter. К марту 1917 года должны были собрать крупную партию из 150 единиц. Однако Некоторые трудности не позволили АМО приступить к выпуску собственных грузовиков. Поэтому из Италии начали закупать автомобильные комплекты “Ф-15”. Вероятно, такое решение было самым правильным, так как уже в 1917 году с завода выпустили 432 машины, в 1918 – 779, а в 1919 – 108. Но почему предприятие не могло выпускать собственную технику? Главная причина была внутренней. Во-первых, повлиял проигрыш в Первой мировой войне. Во-вторых, началась Октябрьская революция и Гражданская война. До 1923 года площадка находилась в простое, но на ней были расположены автомобильные мастерские.

В 1923 году предприятие было переименовано в Ферреро - в честь коммуниста из Италии. Всего через год к власти пришел Сталин, при котором завод получил свой первый госзаказ на выпуск советского транспорта. История указывает на то, что всего за одну ночь сотрудники завода разработали и построили первый советский грузовой транспорт модели АМО-Ф-15. Именно это событие принято считать начальной точкой советского автопрома.

Легковой автомобиль ЗИС-110
Легковой автомобиль ЗИС-110

Автопредприятие начало расцветать с приходом Ивана Алексеевича Лихачева в 1927 году. Постепенно завод наращивал производство, но уже через 10 лет остро нуждался в модернизации. Главной причиной было то, что техника, выпускаемая на предприятии, почти в 10 раз превышала по цене зарубежные аналоги. В 1930 году АМО выкупил лицензию на сборку модели “Автокар-5С” у американцев. Автомобиль, который в итоге получилось собрать на заводе, получил название АМО-2. Запуск первого советского автомобильного конвейера относится к 1931 году. Тогда же АМО решили переименовать в Завод имени Сталина - ЗиС. В 1933 году модель АМО-3, а позже ЗИС-5, пошла в серийное производство. В сутки могли выпускать до 60 единиц техники.

Как и на других заводах, с наступлением войны производство на ЗИС было приостановлено. Все оборудование отправили на Урал. В этот период предприятие выпускало различную технику - ЗИС-5В, ЗИС-16С, ЗИС-22. Кроме того, специалисты делали автоматы и мины. Следующую реконструкцию завода провели только в 1946 году. После этого с конвейера стали сходить ЗИС-150, ЗИС-151. Уже к началу 1950 годов ассортимент продукции ЗИС был широким - выпускали военную технику, велосипеды и даже холодильные камеры.

ЗИЛ-130
ЗИЛ-130

Наименование ЗиЛ завод обрел в 1956 году, когда умер Иван Алексеевич Лихачев. Выпускать знаменитую модель ЗИЛ-130 начали в 1963 году. Это был настоящий триумф для предприятия. Автомобиль получил новый, более интересный дизайн, 5-ступенчатую КПП, силовой агрегат и вместительную кабину. Уже в 1974 году собрали 1 000 000 образец модели. Дальнейшее развитие модели завертелось вокруг ЗИЛ-130 - выпускали ЗИЛ-133Г1, ЗИЛ-133Г2.

Распад СССР нанес серьезный удар по предприятию - заказы начали сокращаться, а союзные республики больше не предлагали свой рынок для экспорта. Кроме того, активно вмешивалась западная конкуренция. В 1992 году была разработана модель ЗИЛ-5301, которая пошла в производство только через 4 года после создания. В оснащении предусмотрели модернизированный тракторный мотор на 109 л.с., 5КПП и 16-дюймовые колеса. На базе автомобиля строили различные версии.

ЗИЛ-5301
ЗИЛ-5301

Очередной кризис пришелся на 2004 – 2011 год. Само руководство завода не видело из этого положения выхода. В 2012 году заказы сократились до минимального уровня, а в 2013 выпуск запчастей и автомобилей был полностью приостановлен. Всего через год после этого завод ликвидировали.

Итог. ЗИЛ - автомобильный завод с большой историей, который был основан в самый разгар Первой Мировой войны. Несмотря на то, что большую часть своего существования предприятие пользовалось успехом, оно не сумело справиться с распадом СССР и кризисом.

Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайк! Вам не сложно, а для нас это очень важно. Спасибо!