Найти в Дзене

14(!) жизнеутверждающих цитат + советы. Часть 1.

Оглавление

«Воспитание с умом. 12 революционных стратегий» — классика от американских учёных

Время чтения ~10 минут
Время чтения ~10 минут

Спойлер) Мой самый главный личный вывод из этой книги – разбираемся с собой и жить вместе с детьми будет проще и интереснее. И есть шанс, что малыш на уровне даже невербальном впитает наши верные установки. Это хорошо.

Книгу буду перечитывать в разные Анины периоды. Сейчас, когда ей 10,5 месяцев, применять особо нечего, поэтому больше думала о себе и об общении между взрослыми.

📚

Название: «Воспитание с умом. 12 революционных стратегий»

Авторы: Дэниэл Дж. Сигел, Тина Пэйн Брайсон

Подзаголовок: 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребёнка

Год выпуска: 2011

👶 Возраст детей: 1–12 лет

📖 Цитата 1

«Скорее всего, вы стремитесь, чтобы они были счастливы, успешны и независимы. Теперь подумайте о том, какую часть своего времени вы тратите на то, чтобы целенаправленно развивать в детях эти качества».

Мысль про то, что помня всегда о своей главной цели в будущем (в бизнесе даже есть понятие BIHAG, которое переводится как большая амбициозная цель), мы легче делаем выбор и принимаем решения сегодня.

Себе в будущее: написать, каким человеком мы хотим видеть Аню взрослой. Может, даже в рамку повешу этот списочек) И запрещая/разрешая/придумывая чем занять, обращаться к нему.
Пожалуй)
Пожалуй)

📖 Цитата 2

«...моменты, требующие выжить, также служат моментами движения к процветанию, когда происходит важная, значительная работа по воспитанию ребенка».

Тут опять вижу аналогию с бизнесом: учиться воспринимать крайние ситуации как те самые точки роста. Это сложно представить в момент бешенства и усталости, но, наверное, хотя бы вспомнить об этом, анализируя взрыв, можно.

📖 Цитата 3

«В определенные моменты логика не подходит в качестве средства внесения некого разумного начала в беседу (на первый взгляд, это противоречит здравому смыслу, не правда ли?). Очень важно также помнить о том, что какими бы бессмысленными и обидными чувства ребенка ни казались нам, для него они реальны и важны. Необходимо, чтобы в своей реакции мы обходились с ними, учитывая это».

Эта цитата – понятное объяснение одного из принципов педагогики Монтессори (ссылка на обзор в конце статьи) про проживание и контейнирование детских эмоций.

Если ребёнок (да и взрослый!) находится в состоянии выключенного правого здравомыслящего полушария, просто нет смысла обращаться к разуму. Сначала сопереживание, обращение к эмоциям. И уже потом, в спокойной обстановке, обсудить произошедшее. Обсудить – в силу понимания в каждом возрасте.

📖 Цитата 4

«Иногда родители избегают разговоров о неприятных переживаниях, думая, что такие разговоры усилят боль, которую испытывают их дети, или только ухудшат положение. В действительности рассказать историю – это зачастую именно то, что нужно детям, как для того, чтобы понять смысл произошедшего, так и для того, чтобы двинуться в сторону более спокойного отношения к случившемуся».

Наверное, если покопаться, каждый найдёт в своём детстве травматичную в той или иной степени ситуацию. Попробуйте её детально вспомнить, проговорить – возможно, это принесёт открытия. 

Совет из книги: чтобы помочь детям прожить сложную историю, можно вместе с ребёнком сделать самодельную книгу с картинками, с описаниями, малыш будет снова и снова её перечитывать и таким образом проработает свои эмоции. (чтобы применить этот совет, конечно, нужно включить и здравый смысл, и сопереживание – не кидаться рисовать, как любимый хомяк ушёл в лучший мир, уговаривая ребёнка тут же присоединиться).

📖 Цитата 5

«Даже дети гораздо моложе Кэйти – в возрасте 10–12 месяцев – хорошо реагируют на рассказ историй. Представьте себе, например, малышку, которая упала и разбила коленку. Ее правый мозг, полностью находящийся в текущем моменте и в контакте с ее телом и ее страхом, чувствует боль. В определенном смысле она беспокоится, что боль может никогда не пройти. Когда мать пересказывает ей то, как она упала, облекая ситуацию в слова и приводя в порядок переживания малышки, она помогает своей дочери включать в работу и развивать ее левое полушарие. Объясняя, что произошло – малышка просто упала, – мать помогает ребенку понять, почему ему больно».

Я всегда думала, что в таком случае успокаивает просто голос, а ведь и правда – рассказывая историю на уровне понимания ребёнка, мы помогаем ему понять его ощущения и эмоции.

Делать-то сейчас что?!
Делать-то сейчас что?!

📖 Цитата 6

«Родителям, сумевшим распознать истерику верхнего этажа, остается лишь одна очевидная реакция: никогда не вступать в переговоры с террористом. Истерика верхнего этажа взывает к установлению жестких границ и ясных решений о том, какое поведение является приемлемым, а какое – неприемлемым. Правильной реакцией на подобную ситуацию было бы спокойное объяснение: «Я понимаю, что тебе очень понравились эти тапочки, но мне совершенно не нравится то, как ты себя ведешь. Если ты не остановишься прямо сейчас, ты не получишь тапочек, и мне придется запретить тебе идти сегодня на детский праздник, поскольку ты не умеешь себя вести». После этого очень важно осуществить объявленное наказание, если поведение не прекратилось».

«Верхний этаж» – это та часть мозга, которая отвечает за самоконтроль. 

Себе в будущее: стараться отличать истерику, когда ребёнок не контролирует себя, и истерику, когда он сам вполне может остановится, но проверяет границы. В первом случае – помогать проживать, успокаивать и то самое «контейнировать». Про это следующий пункт и отчасти третий пункт. Во втором – показывать границы и последствия их нарушения.

Как же прекрасно и просто всё это выглядит на бумаге :) Хочу так в жизни🤞

📖 Цитата 7

«Я начала с озвучивания происходящего: «На вид ты очень сердит. Ты сердишься?» (Помните «установить связь и перенаправить»?) Он скорчил свирепую гримасу, снова высунул свой язык и громогласно заявил: «Да!» Я испытала реальное облегчение оттого, что на этом он остановился. Было бы совсем неудивительно для него добавить сюда его новейшее любимое оскорбление и назвать меня «Пердолицый Джонс» (клянусь, я не знаю, откуда они берут все эти выражения!)».

Стратегия «установить связь и перенаправить» направлена как раз на неконтролируемую истерику: сначала на уровне эмоций малыша, а потом предложив ему придумать решение. Да, книга написана очень доступно и с такими вот американскими шуточками в русском переводе.

Читать продолжение >>

Уважаемые коллеги по родительскому мастерству,  на чтение, написание обзора и картинки нужно время — так что смело подписывайтесь, лайкайте и всё такое, спамить не буду :) Это позволит новым обзорам не затеряться в информационном потоке. И вдохновит меня, конечно :)

#воспитание ребенка

#книжный блог

#осознанное родительство

#воспитание ребенка