апрель 1670 года. Сокол лениво парит над Доном, вешние воды бьют тяжело половодьем в речные берега, а бескрайняя степь полыхает под крыльями белыми и синими первоцветами. Дон наливается весной и яркий ковер весенних цветов наполняет степь новой жизнью после холода зимы. В черных глазах хищного сокола шевелятся тысячи коней, людей и сотни парусных стругов. Атаман Степан Разин начинает войну против российской власти.
Тоска
Опустел и затих Кагальницкий городок, только слышался вдалеке детский плач, это казачьи семьи провожали отцов и мужей. Казачьи станы уходили на север сотня за сотней и несмотря на общий, опьяняющий дух неведомого приключения, войско покидало устье Дона в абсолютном молчании. Каждый казак думал о своём. Что ждет за далеким горизонтом?
Молчалив и Степан Разин. Украдкой от всех атаман оборачивался назад, где растворялись в утренней дымке двое робят и жена Аксинья. Увидит ли Степан их снова? Лицо атамана непроницаемо, а душа бунтует, заходится от лютой, беспредельной тоски: "Дураки холопы, дураки казаки, ведь против царской власти прём. Против великой Москвы, против её беспощадных полков и золота".
Но пьяны казаки без вина, счастлива голытьба, на атамана полагаются они и верят ему. А что атаман Разин? Он просто одинокий ковыль, трава донской степи, что упрямится и не гнется, но под тяжелыми копытами всё равно погибает. Степан Тимофеевич вдруг закрыл лицо руками словно смахивая песок из глаз, а под ладонями катились предательские, жгучие слезы.
Но вставал новый день и все ярче светило пасхальное солнце, разгоняя тоску по любимым и страх перед неведомым. Отлегло в казачьих душах, привычных к тяготам и ожиданию смерти. Четыре тысячи мятежников шли по Дону вверх берегом и водой, повидаться с боярами и на колья головы боярские насадить. И вот казакам уже не грустно, разошлась удалая душа, и первые лихие песни несутся над степью, и жирные чайки весело гомонят казакам вслед.
Холм
В более веселом настроении войско Степана Разина дошло до Могильного холма в верховьях Дона, где ряды крестов обозначали давнюю битву за Волю. Построили когда-то здесь донцы боевой городок, и несколько дней отражали атаки астраханских стрельцов, не желая поступиться вольницей царской власти. Легли казаки и легли стрельцы, и теперь догнивали позабытые могильные кресты, многие порушились и упали.
Земля Дона забирала эту память, но Степан Тимофеевич помнил рассказ отца об отчаянной битве за вольный Дон, за право на свободу и лихой воровской промысел. Стратегической военной мыслью казаки не были сильны, но Могильный холм и его кресты подсказывали командирам, что в казачьих крепостях в голой степи нет смысла для войны.
Что в век пушек и пищалей такие городки простая цель для московских полков, что лучше казакам быстро двигаться вперед, сеять смуту и отбирать силу. Что через захват городов расейских лишать московских бояр армий и власти.
"Думаю надо двигаться к Москве по Волге и Оке через штурм городов - сообщил Степан Разин на военном совете вечером. - Лишим царских воевод городов и денег, бояре ослабеют, и захватим Москву". Все есаулы и атаманы дружно закивали, иных мыслей ни у кого не было. Ибо жажда зипунов гнала казаков к городам Расеи, этим центрам податей и купечества, где было чем поживиться и что отнять.
- Тогда идем штурмовать Царицын. Перекроем Волгу, перекроем кормление воевод и бояр - подытожил совет атаман. Утром следующего дня казачьи струги и кони понесли войско Разина в точку слияния Волги и Дона. Где первый город России Царицын, готовился отбиваться от них.
ДАЛЬШЕ: глава 8 Царицын < (жми!)
Степан Разин 1 Беглец 2 Каспийский поход 3 На Москву 4 Клич атамана 5 Василий Ус 6 Царь 7 Сокол 8 Царицын
Ставьте 👍 и читайте продолжение (ссылка выше) Книги и соцгруппы