Найти в Дзене
Текстодел

«Платон» наносит ответный удар

С февраля ползучая, как её принято у нас называть, инфляция поползёт чуть быстрее из-за роста транспортно-логистических издержек. Дело в том, что с 1 февраля повышается тариф системы «Платон»: с 2,34 рублей за 1 км пробега до 2,54 рублей. За проезд по федеральным дорогам собственники большегрузов (массой свыше 12 тонн) платят с ноября 2015 года. С момента появления нового налога - а грузоотправители на волне протестов сравнивали «Платон» с новым транспортным налогом и просили отменить для фур последний - тариф вырос почти в два раза. На старте километр стоил 1,53 рубля. Сейчас активно прощупывается почва на предмет введения регионального «Платона». Если запуск системы (и угроза стремительного скачка тарифа, предлагалось начать с суммы в 3,73 рубля за км) привёл к многокилометровым митингам из фур и палаточным лагерям, а бизнес тогда заявлял, что инфляция станет двузначной, то новое предложение - уже от глав регионов - в РСПП, например, готовы обсуждать «если регионы возьмут на себя в
Источник: Platon.ru
Источник: Platon.ru

С февраля ползучая, как её принято у нас называть, инфляция поползёт чуть быстрее из-за роста транспортно-логистических издержек. Дело в том, что с 1 февраля повышается тариф системы «Платон»: с 2,34 рублей за 1 км пробега до 2,54 рублей.

За проезд по федеральным дорогам собственники большегрузов (массой свыше 12 тонн) платят с ноября 2015 года. С момента появления нового налога - а грузоотправители на волне протестов сравнивали «Платон» с новым транспортным налогом и просили отменить для фур последний - тариф вырос почти в два раза. На старте километр стоил 1,53 рубля.

Сейчас активно прощупывается почва на предмет введения регионального «Платона». Если запуск системы (и угроза стремительного скачка тарифа, предлагалось начать с суммы в 3,73 рубля за км) привёл к многокилометровым митингам из фур и палаточным лагерям, а бизнес тогда заявлял, что инфляция станет двузначной, то новое предложение - уже от глав регионов - в РСПП, например, готовы обсуждать «если регионы возьмут на себя встречные обязательства»

«Например, будут поддерживать местные дороги в надлежащем состоянии. Это включает их своевременный ремонт и круглогодичную эксплуатацию, позволяющие в обозримой перспективе выйти на 85% нормативного состояния, как это достигнуто сейчас для федеральных дорог».
Президент РСПП Александр Шохин, заседание президиума Госсовета по новой транспортной стратегии. Октябрь-2021

Почему? Может быть, благодаря «Платону» у нас таки появились сотни километров новых дорог (идея платы, если кто не знал, в этом), а серые перевозчики безнадёжно «обелились»?

Если верить официальным отчётам, система действительно прибавила денег на дорожные ремонты. За первые пять лет в виде покилометровой платы за федеральные дороги поступило 120 млрд рублей, что позволит построить и восстановить более 130 мостов и 3,5 тыс. км дорог, говорит оператор. Хотите подробностей и воодушевляющих цифр, вам сюда.

Здесь стоит разделить понятия «собранные средства» и «средства, потраченные на ремонт», так как это совершенно разные суммы. Потому что на «Платоне» зарабатывает не только государство, но и государевы люди.

10,6 млрд рублей ежегодно забирает себе оператор «Платона» — компания «РТ-Инвест Транспортные системы». Владельцы компании: бизнесмен Игорь Ротенберг, сын пропутинского предпринимателя Аркадия Ротенберга, и АО «РТ-Инвест», соучредителем которого выступает госкорпорация «Ростех». Таковы условия концессии.

Источник: «Блокнот»
Источник: «Блокнот»

Это значит, что за 5 лет не на строительство дорог ушла треть выручки «Платона».

И с февраля концессионеры будут зарабатывать ещё больше. А больше ли средств достанется дорожному фонду? Не факт. И здесь мы переходим ко второй декларируемой задаче «Платона».

Вот красивая картинка от оператора системы о количестве зарегистрированных большегрузов:

Источник: Platon.ru
Источник: Platon.ru

Но, по данным Росавтодора, уже в 2020 году только в России было 1,5 млн грузовых машин массой свыше 12 тонн. Цифра не включает в себя большегрузы. В «Платоне» тогда (на 2020-й год) отчитывались о 1,4 млн зарегистрированных машин с учётом иностранных грузоотправителей. Таким образом, учитывая прошедшее время, порядка 500 млн машин до сих пор работают в серой зоне. Или, как вариант, умудряются ездить только по региональным бесплатным дорогам. Ну, пока бесплатным.

Для полноты иллюстрации к фразе «хотели как лучше...» вот ещё некоторые последствия работы системы.

С рынка ушли мелкие экспедиторы, которые предлагали грузоотправителям более выгодные тарифы. Платить в среднем по 8 тыс в месяц за фуру таким компаниям стало невыгодно, а повысить тариф они не могли - клиенты сразу уходили к ОченьДеловымЛиниям или прочим конкурентам. Последние оказались в выигрыше - нет региональных игроков, нет демпинга, а, значит, нет стимула для удержания цен.

Затормозилось обновление парка. Речь опять же не о крупных игроках, а о мелких и средних компаниях, на свой страх и риск оставшихся на рынке. Дошло до того, что перевозчики совсем исключили расходы на амортизацию. А за состоянием фур контролирующие органы следят куда менее тщательно, нежели за внесением платы за проезд по дорогам.

Инфляция. Точный вклад в инфляцию никто измерить не сможет. Но, основываясь на ряде ИМХО аналитиков и профессуры с профильным образованием, можно сделать вывод, что вместо 0,1% (прогноз Минтранса) «Платон» добавляет к конечно стоимости перевозимого товара 7-8%.