Эта история приключилась в 1931 году в Прокопьевске, только что получившего статус города. В ту пору эксплуатация угольного месторождения всё ещё велась многочисленных штольнями и небольшими карьерами. Но и были уже построены первые шахты, называвшиеся согласно своему порядковому номеру: шахта № 1, шахта № 2 и № 2-бис, шахта № 3 и № 3-бис...
И строительство новых шахт шло полным ходом, одной из них была шахта «Коксовая-1». Строилась шахта с такой производительностью, что даже дух перехватывает: с проектной мощностью в три миллиона тонн угля в год!
На гигантской стройке трудились вчерашние крестьяне близлежащих деревень и завербованные со всех уголков страны, ссыльные люди. Устанавливались дружеские отношения, ходили запросто в гости друг к другу. Молодёжь после трудового дня допоздна, порой до рассвета, устраивала гуляния.
Однажды на стройку шахты прибыла концертная бригада из самой столицы! Впервые, пожалуй, за все время существования поселения добралась и сюда культура.
Для глухой провинции, которой всё ещё оставался молодой город Прокопьевск, это стало чрезвычайным событием, праздником!
Рабочие соорудили сцену - подиум для выступления артистов. Прямо под открытым небом, в непосредственной близости от скипового ствола.
Естественно, никто никого уговаривать пойти на концерт не собирался. Едва слух о предстоящем концерте прокатился, народ незамедлительно потянулся к Марсовому полю. Семьями, с друзьями. Шли со своими скамейками, табуретами. Рассаживались, кому где захочется.
По единодушному утверждению старожилов, нравы в те времена намного проще были, и люди на стройке чувствовали и вели себя одной большой семьей. Вот и в тот раз в ожидании концерта кто-то принес с собой похлёбку; кто-то только что сваренную в котелке картошку, огурцы малосольные. Мало ли, сколько ожидать придется, можно и перекусить после рабочей смены.
Пока артисты готовятся к своему выступлению, публика лузгает семечки, делится житейскими новостями. Дети, в ожидании необычного представления, никак не могут унять своего волнения: то в одном краю «зрительного зала», то в другом начинают хлопать в ладоши. Хлопки подхватывает остальная ребятня. Раз за разом прокатывается волна аплодисментов, поторапливающая артистов на встречу со зрителями.
Наконец-то занавес - простыни раздвигаются. К зрителям выходит элегантный мужчина в сопровождении не менее элегантной женщины. Публика недоуменно затаила дыхание.
Как?! Это что еще такое! Как можно: среди фуфаек и простой холщовой одежды появиться в чёрном фраке!
Да ещё в такой ослепительно белой рубашке, и с вызывающе интеллигентной бабочкой?
И артистка выглядит вызывающе в своём ярко-розовом, облегающем стройную фигуру платье, ниспадающем до самой земли.
До сих пор в таком одеянии только заморских капиталистов на картинках доводилось видеть!
- Это кого к нам прислали? - спросил вдруг во весь голос один из рабочих.
Весь зрительный зал словно ждал этого вопроса и дружно выдохнул:
- Братцы! Да это же самые что ни наесть настоящие буржуи! Не дадим контре одурачить себя буржуйской пропагандой! Пали в контру кто, чем может!
И в ошарашенных таким приёмом артистов летит варёная картошка, малосольные огурцы и помидоры.
Однако в возбужденной толпе находится всё же рассудительные:
- Вы чего же это делаете - едой раскидываетесь! Зажрались, что ли?
-И поимейте совесть, дайте артистам хотя бы слово сказать!
За всё время суматохи артист хладнокровно стоит на сцене. Очевидно, такой приём не впервые переживать. Когда публика успокоилась, произносит:
- И что за чепуху вы несёте, товарищи? Нашли чем возмущаться!
- Мы же прибыли к вам сюда, выполняя решение партии и правительства и лично товарища Сталина! Чтобы приобщить вас к культурной программе!
-Да, мы артисты, но в остальном мы такие же нищие, если хотите знать, как и вы. Это же надо, за буржуев нас приняли! Из-за этих костюмов, что ли? Так это же наша артистическая форма.
- Кстати, на всю нашу труппу мы только и смогли приобрести всего лишь эти два костюма, которые вы своими продуктами только что так изрядно подпортили!
- А что мы не буржуи какие-то, могу лично доказать даже в вашем забое, что могу не хуже любого из вас работать! И нам даже очень интересно было бы посмотреть на вашу работу под землей!
Упоминание имени вождя охладило пыл «зрительного» зала. Поверив, что артисты и в самом деле никакие не буржуи, народ вновь расселся в ожидании концерта.
Какое-то время артист ещё глядит на пристыженный зал укоризненно. Но вот он переносится куда-то, в другое измерение. Словно бы он и здесь, и словно бы для него всякая действительность отступила...
Смотрит поверх голов зрителей, куда-то вдаль, за горизонт, сливаясь взглядом с безграничным простором сибирской земли. И запел:
- Вижу чудное приволье! Вижу реки и поля! Это чудная сторонка, это Родина моя!
Вокруг установилась полнейшая тишина, кажется, что даже птицы перестали щебетать, чтобы не мешать этому голосу, проникающего в глубинные уголки сознания, умиротворяющего душу и сердце своим звучанием!
Закончилась первая песня, зрители не хлопают. Они зачарованы - это же так неестественно, чтобы человеческий голос мог дойти до самого сокровенного в душе, вызвать такие неожиданные, глубинные в подсознании эмоции!
И каждый из них почувствовал такой прилив нежности друг к другу, к этой земле и благодарности к этим незнакомым людям - артистам за их чудесный дар.
А артист, казалось, не обращает внимания, что не аплодируют. Понимает, чувствует состояние публики, и вновь запел:
- Орлёнок, Орлёнок!
- Взлети выше солнца!
- И в степи привольно взгляни!
Не доводилось в наших краях слышать такого чудного голоса.
Но это же, по сути дела, был самый первый концерт самых настоящих артистов в Прокопьевске! (Сейчас, конечно же, концертом самого высокого уровня никого не удивишь... Не то, что в те давние времена...)
После исполнения второй песни зрители очнулись и долго аплодируют. А «Дубинушку» артист «вынужден» повторить на «бис».
Теперь каждый номер артистической бригады завершается возгласами восхищения и овациями.
…После концерта несколько человек, что посмелее, подходят к артистам извиниться за свою недружелюбную встречу. С гордостью показывают рабочие строительные объекты, рассказывают о будущей шахте.
Думали удивить артистов условиями своего труда. А те, к всеобщему удивлению, напросились спуститься в шахту, чтобы поработать отбойными молотками.
Утверждают, что такая экскурсия для артистов была устроена. Своим спуском в скиповой ствол остались довольными. И сопровождавшие артистов горняки немного повеселились, глядя на то, как интеллигенты испуганно хватались за края бадьи - непривычно все же вот так сразу, без подготовки, прокатиться в таком необычном транспорте!
Много лет прошло с той поры, и давно посёлок стал большим городом с кинотеатрами, музыкальными школами и театром, который посещают тысячи горожан. Но тот первый концерт остается в истории становления искусства города как начало культурного развития.