Сначала немного о том с какой черты мы стартовали. В декабре 1991 года рухнул Советский Союз. Через месяц правительство Ельцина-Гайдара отпустило цены и подвергло страну в «шоковую терапию». Тогда их политику народ поддержал. Никто не хотел больше терпеть пустые магазины. Они быстро наполнились товарами, а унизительные талоны исчезли.
Правда, только за первый год реформ инфляция превысила 2500 %. Зарплаты, пенсии и накопления в одночасье обесценились. Общество раскололось на обедневшее население и стремительно разбогатевшее меньшинство.
В тридцатилетний юбилей распада СССР мы погоревали, поохали, вспомнили речи Горбачева и закидоны Ельцина. На полосы газет и в телевизионный эфир, упрекая и оправдываясь, лезли уцелевшие прорабы перестройки. И никто из них не говорил о будущем России. Даже молодежь страны больше вспоминает, нежели строит планы. Куда же мы идем, к чему стремимся и что строим?
Когда-то нас убедили, что капиталистическая модель экономики эффективнее социалистической. Собственник, якобы, более ответственный по сравнению с «красным директором». Возникают вопросы:
- И где это все?
- Кому что сейчас принадлежит?
- Могут ли собственники, которых у нас появилось как кур нерезаных, иметь зарубежное гражданство и держать свои капиталы вне пределов России?
- Может быть государственная собственность безопаснее и сподручнее?
Нас 30 лет назад никто не спрашивал об этом. Объявили капитализм словно лишний выходной, и мы ему обрадовались. А то что клерк в банке или корпорации будет получать в разы больше, чем врач в «красной зоне», никто тогда и подумать не мог.
А ведь в СССР был проект на будущее. Неужели такой уж ошибочный? Ведь могли мы с помощью плановой экономики и под руководством одной парии провести индустриализацию страны, победить в войне и запустить человека в космос. Может быть не стоило рушить социалистическую модель общества и верить «общечеловеческим видениям» ставропольского комбайнёра. И тем более свердловскому выдвиженцу, у которого крышу снесло от жажды власти.
В той же Польше тоже лечили экономику с помощью «шоковой терапии». Правда, приватизацию провели по-другому. Сначала приватизировали всю «мелкоту», вроде парикмахерских и магазинов и только потом взялись за крупные предприятия. Делали это таким образом: половину акций оставляли за государством, четверть отдавали местному самоуправлению и только оставшуюся часть продавали частным инвесторам. В России постарались сделать это побыстрее, пока за руку никто не схватил.
Природные ресурсы пока нас кормят, однако несправедливость в доходах от них зашкаливает. Сейчас мы отстаем от США по ВВП на душу населения в 5 раз, а по средней зарплате в 7,5 раз. Получается, что за 30 лет движения в неизвестном направлении мы ничего толкового не построили и не смогли добиться развития и справедливости.