Найти тему
Я люблю кино

«Трагедия Макбета». Чёрная душа в чёрном теле

Один из братьев Коэнов экранизировал пьесу Шекспира, набрав на роли шотландской знати XI века кучу чернокожих актёров во главе с Дензелом Вашингтоном. Что из этого получилось?

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.

В январе 2022 года до широкой интернет-аудитории наконец добралась «Трагедия Макбета» (The Tragedy of Macbeth) — очередная экранизация одной из самых популярных пьес Уильяма Шекспира. На этот раз автором фильма выступил Джоэл Коэн, более известный по тандему со своим братом Итаном. В роли леди Макбет американский режиссёр снял свою жену, заслуженную актрису Фрэнсис Макдорманд. Правда, намного более скандальным вышло другое кастинговое решение: главная партия досталась Дензелу Вашингтону, чей цвет кожи не очень сочетается с историческими реалиями изображаемых в картине времён.

Дензел Вашингтон в фильме «Трагедия Макбета»
Дензел Вашингтон в фильме «Трагедия Макбета»

Вкратце расскажем сюжет «Макбета» для тех, кто не жалует классику. Одноимённый шотландский дворянин как-то после боя повстречал трёх ведьм, которые напророчили ему королевский титул. Посовещавшись со своей злодейкой-женой, горе-властолюбец решил убить действующего короля прямо в своём доме, куда тот приехал в гости. После осуществления этого нечестивого замысла Макбет таки стал «первым лицом», но счастья это ему не принесло.

С точки зрения психологии пьеса Шекспира представляет собой нулевую ценность, поэтому играть в ней актёрам практически нечего. Если Макдорманд ещё радует эффектными выражениями лица, то Вашингтон поначалу просто зачитывает текст, причем безо всякого выражения. Это производит странное впечатление, учитывая, что перед нами двукратный лауреат «Оскара». Однако, учитывая скудность материала, всё не так катастрофично — в «Макбете» 2015 года похожим образом мучались Майкл Фассбендер и Марион Котийяр.

Фрэнсис Макдорманд в фильме «Трагедия Макбета»
Фрэнсис Макдорманд в фильме «Трагедия Макбета»

Диалоги в фильме представляют собой неадаптированные вирши Шекспира, так что слушать их тоже довольно неприятно: ни поэтической гармонии, ни особого смысла в них нет. Впрочем, глупость и напыщенность первоисточника отчасти компенсируется эффектной картинкой — некоторые кадры так и просятся в рамочку и на стену модной фотовыставки.

Как и в упомянутом выше фильме Джастина Курзеля, действие становится бодрее по мере того, как у главных героев едет крыша. Здесь наконец появляется материал для актёрской игры, и Дензел демонстрирует пару своих фирменных эмоциональных эскапад, а Фрэнсис и вообще превращается в пациентку психиатрической клиники. Помимо этого, Вашингтон в конце получает возможность немного порезвиться в своём любимом амплуа экшен-героя, а режиссёр заканчивает парой отменных символистских кадров.

В целом, «Макбет» Коэна сильнее версии Курзеля и находится где-то на уровне фильма Орсона Уэллса, хотя, пожалуй, уступает «Трону в крови» Акиры Куросавы и уж точно — великолепной экранизации 1971 года, выполненной Романом Полански в духе максимально реалистичного и кровавого средневекового боевика с добавлением мрачного фэнтези.

Что касается «тёмного оттенка» фильма Коэна, то он виден на лице не только главного героя, но и многих других персонажей. Ближе к концу всё больше кажется, что вы где-то в Зимбабве, и это действительно выглядит странно. Пожалуй, в целях восстановления социальной справедливости американским белым давно пора снять кино об Африке и сыграть там каких-нибудь зулусов. Впрочем, для такого «симметричного ответа» у них явно не хватит качеств, которые с избытком демонстрировали их далёкие предки — вроде тех, про которых написан «Макбет».