Найти в Дзене
Территория фактов.

Дикие обычаи чукчей прошлого века.

Мы привыкли, что если что-то рассказывают про чукчу,то это анекдот. В основном про чукчей рассказывают немало небылиц и забавных историй. А ведь эти оленеводы и охотники очень интересный народ,хотя бы потому, что они сумели приспособиться к экстремальным условиям природы. В первую очередь, своей выносливостью и силой духа удивляют чукотские женщины.Они в таких суровых условиях рожают и растят детей, ведут хозяйство. В наше время и до этих мест дошли достижения техники, они могут вызвать себе и медицинскую помощь, отправлять учить детей , да и много еще чего. А ведь до середины прошлого века, этот народ жил по своим обычаям, сохранилось много книг и рукописей ученых исследовавших народность в первой половине прошлого века. В этих статьях их особо удивляли женщины и диковатые обычаи чукчей. Например, среди них не принято было даже стонать при родах, а тем более – пользоваться услугами повитухи.Женщина, разрешившись от бремени, сама совершает все необходимое для себя и для новорожден

Мы привыкли, что если что-то рассказывают про чукчу,то это анекдот. В основном про чукчей рассказывают немало небылиц и забавных историй. А ведь эти оленеводы и охотники очень интересный народ,хотя бы потому, что они сумели приспособиться к экстремальным условиям природы.

В первую очередь, своей выносливостью и силой духа удивляют чукотские женщины.Они в таких суровых условиях рожают и растят детей, ведут хозяйство. В наше время и до этих мест дошли достижения техники, они могут вызвать себе и медицинскую помощь, отправлять учить детей , да и много еще чего.

-2

А ведь до середины прошлого века, этот народ жил по своим обычаям, сохранилось много книг и рукописей ученых исследовавших народность в первой половине прошлого века. В этих статьях их особо удивляли женщины и диковатые обычаи чукчей.

Например, среди них не принято было даже стонать при родах, а тем более – пользоваться услугами повитухи.Женщина, разрешившись от бремени, сама совершает все необходимое для себя и для новорожденного. Она сама отрезает пуповину и выбрасывает послед. Дело в том, что суровые условия жизни на стойбище практически не предполагают никакой медицинской помощи. По крайней мере, так было в течение всех предыдущих столетий. И среди чукчей особо ценились такие женские качества как выносливость, дородность, плодовитость. А широкие тазовые кости, облегчающие процесс родов, считались главным достоинством девушки в глазах потенциального супруга.

Исследователь В.Г. Богораз отметил в своей книге, что влюбленный юноша первым делом воспевает физическую силу, статность и дородность девушки. Парень обязательно сделает комплимент ее широкому тазу, а уже потом обратит внимание на волосы, которые также служат показателем здоровья. Самая распространенная и краткая форма подобного комплимента: «Большая женщина, большой таз, длинные косы». Если появление ребенка на свет обходилось не благополучно и женщине приходилось звать более опытную женщину на помощь, то это считалось проявлением слабости, позором. Суровые жители тундры потом всю жизнь подвергали презрительным насмешкам такую несамостоятельную роженицу, осмеивали даже ее мужа, награждая обидным прозвищем «повитушный».

Необыкновенная выносливость чукотских женщин поражала многих исследователей. Холод, голод и прочие жизненные невзгоды северные красавицы всегда переносили стойко и терпеливо. «Женщины шьют на открытом воздухе даже в марте, при температуре в 30 ниже нуля по Цельсию. Их пальцы остаются незащищенными в течение нескольких часов работы», – писал В.Г. Богораз. Исследователь не раз замечал, как дамы, разгоряченные трудом на свежем воздухе, сбрасывали с себя одежду, оставаясь полуголыми. А чтобы не потеть, они обычно закладывали себе за пазуху большие куски снега.

-3

Многих исследователей удивляла способность северных красавиц трудиться без сна и отдыха по двое-трое суток. Особенно часто женщин эксплуатировали в семьях свекра и свекрови. «Молодая девушка, проработав над шкурами в течение целого дня, потом стережет стадо всю ночь, а наутро, возвратившись домой, снова принимается за дело и работает до вечера без каких-либо видимых признаков усталости» – писал В.Г. Богораз.

Он упоминал, что положение представительниц прекрасного пола в чукотском обществе оставляет желать лучшего. Пословица «Раз ты женщина, то молчи» звучит всякий раз, как только кто-то из невесток смеет сказать хоть слово в свою защиту.

-4

Известно, что состоятельные чукчи часто являлись многоженцами, поскольку могли себе позволить содержать нескольких красавиц. При этом у них осуждалась какая-либо супружеская ревность. Профессор Сергей Александрович Арутюнов в своей книге «У берегов Ледовитого океана» (Москва, 1984 год издания) описал северный обычай обмена женами, удивлявший многих путешественников. «Девушка и замужняя женщина легко заводит себе любовника или дополнительного мужа. Который, к слову, может являться добрым другом основного супруга. Бывает так, что два мужчины договариваются: это лето ты проведешь с моей женой, а я – с твоей. На время рыбалки или охоты. А к зиме снова поменяемся», – отметил С.А. Арутюнов. Такие мужчины назывались «товарищами по жене». Не уступить супругу своему другу считалось у чукчей гнусным поступком, проявлением недостойного, собственнического отношения к женщине. . Исследователь написал: «Когда я начал изучать чукотский язык и от каждого чукчи записывал новые для меня слова, я обнаружил, к моему крайнему изумлению, что мужчины не знают даже названий многих предметов домашнего обихода, например, приспособлений для шитья одежды, посуды и т. п. "Ух! – говорили они, – я не знаю. Это – женское дело"».


#история
#события