Даже те, у кого плохо с физикой, геометрией, географией и всеми остальными школьными дисциплинами, понимают, что кратчайшее расстояние между двумя точками — прямая.
Понятно, что автомобильные и железные дороги не всегда можно построить по прямой, но самолеты-то почему летают не по прямой, ведь логика подсказывает, что так быстрее, короче и экономичнее?
Посмотрите на карту полетов самолетов на экранах в самом самолете или на сайте Flightradar, который показывает в онлайн режиме все самолеты, находящиеся в воздухе. Почти никто из них не летит по прямой. И чем больше расстояние между начальной и конечной точкой, тем заметнее дуга. А иногда даже не дуга, а кривая. Почему так?
Земля — круглая
Причин на то достаточно много. Но основная в том, что наша планета не плоская, как на бумажной карте, а шарообразная. Если на глобусе провести прямую, на плоской карте эта прямая превратится в дугу.
Для наглядности я отметил на апельсине несколько точек и соединил их маркером. Потом снял кожуру, и линии, которые выглядели на апельсине как прямые, превратились в дуги — смотри галерею. Это главная причина. Если интересно разобраться в нюансах, то можно почитать про ортодромию и локсодромию — это интересно.
Несложно понять, что чем ближе к экватору, тем прямее маршрут, ведь, когда мы превращаем глобус в карту, в районе экватора искажения минимальны, а у полюсов искажения максимальны. Можете посмотреть моё 4-минутное видео на эту тему. Но есть и другие причины.
Маршруты
Самолетов много. И чтобы не было хаоса и диспетчерам было проще отслеживать самолеты в небе, в небе проложены сотни маршрутов. Перед вылетом с учетом ветров, загруженности и других факторов, маршрут отправляют по тому или иному маршруту. 3
Правило 60 минут
К тому же маршруты прокладываются не абы как, а так, чтобы самолет всегда был на определенном расстоянии от аэропорта, в котором можно приземлиться в случае нештатной ситуации. Есть правило 60 минут, согласно которому самолет обязан находиться не более чем в 60 минутах полета от ближайшего аэродрома. Позже появились правила 90, 120 и даже 180 минут.
На межатлантических рейсах между Европой и Америкой настолько сильная загрузка, что маршрутов нарочно разработано много, чтобы самолеты не пересекались и не проходили друг от друга в опасной близости. Например, рейс Лондон — Майами специально летит на 260 км больше, чем можно было бы. Учитывая дальность полёта, эта прибавка в 3,5%.
Политика
Иногда в дело вмешивается политика и некоторые страны закрывают своё воздушное пространство для авиалиний других стран. Например, Украина закрыла своё небо для Российских авиалиний и самолётам из Москвы в Турцию приходится делать крюк.
Так же Тайваньским авиалиниям запрещено летать над территорией Китая; Саудовская Аравия и ОАЭ закрыли своё небо для Катару и самолётам из Дохи в Найроби приходится пролетать лишнюю 1100 км (4458 км вместо 3355 км).
Природа
Тибет
Природа также вносит свои коррективы в полёты самолетов. Например, нельзя летать над Тибетом. Потому что по инструкции, если давлении в кабине самолёта упадет, пилотам необходимо снизить высоту до 3000 метров над уровнем моря. А над Тибетом это сделать физически невозможно, ведь там средняя высота — 4,5 км на морем.
Плюс там негде совершить аварийную посадку — везде горы, а в случае авиакатастрофы, спасатели не смогут добраться до места катастрофы, а поиски будут максимально осложнены. Поэтому из Дели в Сеул надо лететь на 1250 км больше, чем можно было бы, не будь на пути горного массива.
Воздушные течения
Другая причина, по которой некоторые маршруты намеренно удлиняются — воздушные течения. Например, на 60° северной широты на высоте около 5-7 есть узкая зона сильного ветра, которая, если самолет в неё попадет, позволяет при полёте на восток ощутимо сэкономить топливо и время. Поэтому некоторые самолеты намеренно отправляют таким маршрутом, несмотря на то, что приходится делать крюк и расстояние увеличивается.
А вот ещё статьи, которые рекомендую почитать: