Найти тему
Александр Долгих

Почему самолеты летят не по прямой? Ведь по прямой быстрее, короче и экономичнее

Оглавление

Даже те, у кого плохо с физикой, геометрией, географией и всеми остальными школьными дисциплинами, понимают, что кратчайшее расстояние между двумя точками — прямая.

Понятно, что автомобильные и железные дороги не всегда можно построить по прямой, но самолеты-то почему летают не по прямой, ведь логика подсказывает, что так быстрее, короче и экономичнее?

Посмотрите на карту полетов самолетов на экранах в самом самолете или на сайте Flightradar, который показывает в онлайн режиме все самолеты, находящиеся в воздухе. Почти никто из них не летит по прямой. И чем больше расстояние между начальной и конечной точкой, тем заметнее дуга. А иногда даже не дуга, а кривая. Почему так?

Скриншот с сайта flightradar.com. Рейс из Нью-Йорка в Мумбаи, самолет ещё на полпути, но уже описал солидную дугу.
Скриншот с сайта flightradar.com. Рейс из Нью-Йорка в Мумбаи, самолет ещё на полпути, но уже описал солидную дугу.

Земля — круглая

Причин на то достаточно много. Но основная в том, что наша планета не плоская, как на бумажной карте, а шарообразная. Если на глобусе провести прямую, на плоской карте эта прямая превратится в дугу.

Для наглядности я отметил на апельсине несколько точек и соединил их маркером. Потом снял кожуру, и линии, которые выглядели на апельсине как прямые, превратились в дуги — смотри галерею. Это главная причина. Если интересно разобраться в нюансах, то можно почитать про ортодромию и локсодромию — это интересно.

Несложно понять, что чем ближе к экватору, тем прямее маршрут, ведь, когда мы превращаем глобус в карту, в районе экватора искажения минимальны, а у полюсов искажения максимальны. Можете посмотреть моё 4-минутное видео на эту тему. Но есть и другие причины.

Маршруты

Самолетов много. И чтобы не было хаоса и диспетчерам было проще отслеживать самолеты в небе, в небе проложены сотни маршрутов. Перед вылетом с учетом ветров, загруженности и других факторов, маршрут отправляют по тому или иному маршруту. 3

Правило 60 минут

К тому же маршруты прокладываются не абы как, а так, чтобы самолет всегда был на определенном расстоянии от аэропорта, в котором можно приземлиться в случае нештатной ситуации. Есть правило 60 минут, согласно которому самолет обязан находиться не более чем в 60 минутах полета от ближайшего аэродрома. Позже появились правила 90, 120 и даже 180 минут.

Маршрут зависит от того, по какому правилу лететь: 60 или 120 минут.
Маршрут зависит от того, по какому правилу лететь: 60 или 120 минут.

На межатлантических рейсах между Европой и Америкой настолько сильная загрузка, что маршрутов нарочно разработано много, чтобы самолеты не пересекались и не проходили друг от друга в опасной близости. Например, рейс Лондон — Майами специально летит на 260 км больше, чем можно было бы. Учитывая дальность полёта, эта прибавка в 3,5%.

Политика

Иногда в дело вмешивается политика и некоторые страны закрывают своё воздушное пространство для авиалиний других стран. Например, Украина закрыла своё небо для Российских авиалиний и самолётам из Москвы в Турцию приходится делать крюк.

Изменения маршрута из Москвы в Стамбул из-за закрытого неба над Украиной.
Изменения маршрута из Москвы в Стамбул из-за закрытого неба над Украиной.

Так же Тайваньским авиалиниям запрещено летать над территорией Китая; Саудовская Аравия и ОАЭ закрыли своё небо для Катару и самолётам из Дохи в Найроби приходится пролетать лишнюю 1100 км (4458 км вместо 3355 км).

Можно было бы лететь по прямой, но приходится облетать Саудовскую Аравию и ОАЭ.
Можно было бы лететь по прямой, но приходится облетать Саудовскую Аравию и ОАЭ.

Природа

Тибет

Природа также вносит свои коррективы в полёты самолетов. Например, нельзя летать над Тибетом. Потому что по инструкции, если давлении в кабине самолёта упадет, пилотам необходимо снизить высоту до 3000 метров над уровнем моря. А над Тибетом это сделать физически невозможно, ведь там средняя высота — 4,5 км на морем.

Над Тибетом не летают.
Над Тибетом не летают.

Плюс там негде совершить аварийную посадку — везде горы, а в случае авиакатастрофы, спасатели не смогут добраться до места катастрофы, а поиски будут максимально осложнены. Поэтому из Дели в Сеул надо лететь на 1250 км больше, чем можно было бы, не будь на пути горного массива.

Картинку можно увеличить, чтобы рассмотреть маршруты, по которым самолёты вынуждены летать вместо того, чтобы лететь по оптимальной траектории.
Картинку можно увеличить, чтобы рассмотреть маршруты, по которым самолёты вынуждены летать вместо того, чтобы лететь по оптимальной траектории.

Воздушные течения

Другая причина, по которой некоторые маршруты намеренно удлиняются — воздушные течения. Например, на 60° северной широты на высоте около 5-7 есть узкая зона сильного ветра, которая, если самолет в неё попадет, позволяет при полёте на восток ощутимо сэкономить топливо и время. Поэтому некоторые самолеты намеренно отправляют таким маршрутом, несмотря на то, что приходится делать крюк и расстояние увеличивается.

А вот ещё статьи, которые рекомендую почитать: