Часть первая. Пудро-катастрофа
Мне было 5 лет, брату 3. В то яркое зимнее утро наши родители и бабушка ушли в кино. Нас оставили дома под присмотром деда.
За окном искрился снег. А в квартире было тепло, чисто и уютно. Мы с братом оседлали коней на колесиках и с грохотом катались по комнате. Дед на диване читал газету. Время от времени он поглядывал на нас поверх очков.
Во время конного марш-броска толстощекий братишка, которого в семье называли Царевичем, обнаружил на маминой тумбочке сверкающую хрустальную пудреницу. С белым порошком.
(С пудрой рашель, не подумайте чего!)
И тут трехлетке пришла в голову замечательная идея - попудрить коня. Пуховкой! Так, как пудрит лицо наша мама.
Брат вдохновенно приступил к выполнению проекта.
Но мне-то было 5 лет, и я уже понимала, что почем в этой жизни. Это - катастрофа!
С тихим ужасом я наблюдала за младшим, который сосредоточенно пыхтел, как поросенок Джордж. Пудра разлеталась снежным облаком, толстым слоем ложилась не только на коня, но и на брата. И на любимый бабушкин коврик, с которого она по три раза в день сметала соринки.
Дед в полной тишине невозмутимо продолжал читать газету.
Я даже засомневалась, видит ли он, что вытворяет его внук?
Угадайте, что было потом?
Наконец, заскрипел ключ в замке. В дверном проеме появились три силуэта. И застыли в немой паузе.
Но едва их лица начали оживать и приобретать неприятное выражение, как с дивана раздался спокойный, твердый голос деда:
- Пусть ребенок развивается!..
Все. Цунами схлынуло, не обрушившись. Мама унесла в ванную коня и брата. А бабушка, ворча под нос, пошла на улицу чистить коврик снегом.
Дед в #семье был непререкаемым авторитетом. Он называл себя физиологом классической российской школы. Эпидемиолог, ветеринарный врач с научной степенью, он на фронте спасал жизни конармейским лошадям.
Но обо этом я узнала позже. А в тот момент это был просто горячо любимый дедушка. Он никогда не повышал голос. Он читал мне на ночь сказки Пушкина и Чуковского, водил на прогулки и в балетную школу – в одной руке моя ладошка, в другой мой чемоданчик. Дед ждал меня в раздевалке, сидя на низенькой скамеечке для крошечных балерин, что было непросто при его высоком росте.
И всегда-всегда все-все мне объяснял.
И раз он так отнесся к напудренному коню – значит, так почему-то было нужно.
Часть вторая. Старый – что малый
Недавно я гостила в Нидерландах у сына. И - женщины поймут! - обнаружила в магазине великолепную посудную щетку на присоске. Нужного цвета и отличного качества. Недешевую. Выбрала именно ее, а не ее сестру с петлей для крючка.
Находку-мечту я прикрепила к столешнице на кухне у невестки. Щетка замечательно прилипла, стояла и не занимала жизненное пространство. Я уже фантазировала, где она поселится на моей кухне.
Но тут появилась трехлетняя внучка
Малявка, которая любит носить игрушечную корону и называет себя Принцессой, взобралась с ногами на столешницу и стала отдирать-прикреплять мою щетку. С каждым хлопком мое сердце сжималось: я-то уже понимала, что почем в этой жизни!
И точно, в итоге через 15 минут Шурочкиных активностей присоска деформировалась и превратилась в антиприсоску.
Но все это время в мозгу у меня звучал внушительный голос деда:
- Пусть ребенок развивается!..
Чья вина – того и беда
Да, уроки деда дошли до меня только через десятилетия, уже с внуками.
Урок №1: я, умная и взрослая Гранд Ма, должна знать, что если не хочешь получить испорченную присоску или рассыпанную пудру – прячь их подальше от бурно развивающегося мозга трехлеток. Нейрофизиологи определили, что к этому возрасту у малыша появляются и пропускают туда-сюда сигналы почти миллион миллиардов синапсов! При такой "каше в голове" ребенок ведет себя как ведет, порой доводя до отчаяния и себя, и родителей .
И урок №2: очень хорошо и правильно в трехлетнем возрасте (да и в любом другом) испытывать природу вещей. Это реально развивает.
А как вам удается справляться с малолетними погромщиками? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
#семейные отношения #дети #воспитание ребенка #родители