«Раньше каждый уважающий себя грузинский мужчина носил кепку-аэродром. Чем больше она была, тем лучше. Заказывали у местных умельцев – мастерских в Кутаиси было множество. Сейчас таких мастеров почти не осталось, а ведь когда-то кепка-аэродром была одним из символов Грузии», – вздохнул Давид, указывая на облупившееся здание, в котором в советские времена находилась одна из самых популярных тбилисских мастерских.
Во время последней поездки в Грузию случайно узнала историю создания кепки-аэродрома. Той самой, которая стала прочно ассоциироваться с горячими грузинскими мужчинами после выхода культового фильма «Мимино».
Не было счастья, да несчастье помогло – так можно описать историю рождения головного убора, который в прошлом столетии пользовался бешеной популярностью у грузин.
История началась с любви князя Воронцова к итальянской опере. Отправившись царским наместником на Кавказ, князь велел построить в Тбилиси оперный театр. Строительство грандиозного по тем временам здания было завершено в 1851 году.
Услаждать слух Воронцова и публики были приглашены итальянские оперные артисты. Выступления пользовались огромной любовью. Услышанные арии перепевали на грузинский лад как аристократы, так и простые горожане.
Но внезапно случилось несчастье – театр сгорел. Пожар был настолько сильным, что здание реставрации не подлежало, решили строить новое. Часть итальянской труппы покинула Кавказ, а часть решила осесть в гостеприимном Тбилиси в ожидании нового здания.
Однако строительство затянулось. Певцы и музыканты начали перебиваться случайными заработками. В этот момент тенору Сальваторе Кокуцца пришла идея открыть мастерскую по пошиву мужских головных уборов. За образец он взял традиционные сицилийские кепки, которые шил еще его отец.
Изначально Кокуцца в качестве клиентов видел преимущественно немцев, потому и открыл мастерскую на Михайловском проспекте, где они компактно проживали. Но расчет оказался неверен. Заказы шли преимущественно от грузинского населения.
Бывший тенор уловил тенденцию и быстро открыл второе ателье, но уже в Кутаиси, и не прогадал. Новинка разошлась по всей западной Грузии, называли ее кокуца-куди. После революции интерес к шапке поостыл – индивидуальный пошив не каждому был по карману.
Победное возвращение сицилийской кепки пришлось на 50-е годы. Впрочем, оригинальный вид головного убора претерпел изменения.
Говорят, что грузины ценят масштаб. В случае с кокуца-куди это так – кепка стала больше в диаметре, с идеально ровным днищем, высоко поднятым задником и массивным козырьком. Неслучайно в народе быстро прижилось название «аэродром».
А после выхода фильма «Мимино», в котором Вахтанг Кикабидзе предстал перед советским зрителем в этой кепке, головной убор «аэродром» стал известен всему СССР.
Это была золотая эпоха для грузинских шапочников. Мастерские по пошиву росли по всей Грузии как грибы после дождя. Но после советской эпохи мода на местный вариант сицилийской кепки вновь пошла на спад.
Признаться, до поездки в Грузию я думала, что огромные плоские шапки не будут редкостью на городских улицах. Так прочно этот элемент гардероба ассоциировался у меня с местными мужчинами. На деле оказалось, что традиционный «аэродром» популярен лишь у старшего поколения.
По словам Давида, их продолжают носить мужчины, которые красовались в таких кепках в молодости. Да и оформить заказ на такую шапку сегодня не так уж просто. Мастера уходят в мир иной один за другим, навык не передается, а ателье закрываются.
Но я не удивлюсь, если лет через двадцать кепка-аэродром снова станет популярной. Мода – дама переменчивая, любит потрясти бабушкиными сундуками. А с чем у вас, кроме вина, ассоциируется Грузия?