Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Переговоры Россия — НАТО. Предстоит новая «холодная война»?

На фоне безрезультатно завершившихся трех раундов переговоров между Россией и государствами—участниками НАТО и ОБСЕ обе стороны начали общаться друг с другом различного рода заявлениями, которые невольно возвращают нас во времена «холодной войны».

Американские сенаторы, еле дождавшись окончания заседания Совета Россия — НАТО, предложили принять резолюцию, которая подразумевает введение санкций лично против президента России Путина и других представителей высшего российского руководства. Практически синхронно США, Евросоюз и страны «Большой семерки» начали разработку новых экономических санкций против России на случай военной эскалации с ее стороны.

По завершении переговоров в Вене постоянный представитель США в ОБСЕ Майкл Карпентер заявил о том, что Запад должен подготовиться к возможному сценарию эскалации напряженности в отношениях с Москвой.

«В настоящее время мы переживаем кризис в плане европейской безопасности. Барабанная дробь войны звучит громко, а риторика стала довольно резкой», — сказал постпред США.

Майкл Карпентер, фото из открытых источников
Майкл Карпентер, фото из открытых источников

По словам Карпентера, действия России на границах с Украиной «вызывают много вопросов о ее намерениях».

Известно, что американские военные инструкторы и ранее занимались подготовкой украинских военнослужащих и предоставляли Украине оборонительное вооружение. Соединенные Штаты заявляют, что они собираются продолжать это делать.

14 января в итальянской газете La Repubblica было опубликовано интервью генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, который заявил, что альянс уже принял решение о приеме в свои ряды Украины и Грузии, но не определил сроки, и произошло это еще в 2008 году.

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров отреагировал на это, заявив, что появление НАТО на российских границах – настоящая «красная линия».

«Даже если Украина не вступит в альянс, появление там вооружений и военных баз США на Азовском море — вторая «красная линия».

После фактического отказа НАТО гарантировать безопасность России, российские дипломаты не исключили возможность развертывания своих военных баз на Кубе и в Венесуэле. Это может произойти, если США и их союзники не прекратят свою военную активность вблизи границ России. Это подтвердил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в интервью телеканалу RTVi, сославшись на слова президента Путина о том, что Москва может предпринять меры военно-технического характера, если США и их союзники не удовлетворят ее требования, добавив, что теперь все зависит от действий американских коллег.

Джейк Салливан, фото из открытых источников
Джейк Салливан, фото из открытых источников

Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, комментируя заявление Рябкова, назвал это «пустыми словами». А зря. Еще в декабре 2018 г. Россия ненадолго направила в Венесуэлу несколько своих ракетоносцев Ту-160 в знак поддержки президента Николаса Мадуро на фоне давления на эту латиноамериканскую страну со стороны Запада. Ранним утром 15 января стало известно, что глава МИД Венесуэлы встретился с послом России для обсуждения совместной повестки дня на 2022 год.

В контексте заявлений американцев о разработке нового пакета санкций против России спикер Государственной Думы Федерального Собрания Вячеслав Володин в своем телеграм-канале написал: «У России есть оружие, которым не обладает ни одно государство мира, но мы это преимущество в диалоге с НАТО не используем».

Таким образом, в данный момент мы видим, что после переговоров России с Западом в трех форматах каждая сторона осталась при своем, а вопрос деэскалации напряженности остался нерешенным, взаимоприемлемого решения его не видно, несмотря на то, что стороны обозначили свои позиции.

А это создает серьезную неопределенность и наводит на мысль о реанимации «холодной войны».

Это подтверждается словами заместителя министра иностранных дел России, сказанными по итогам завершения заседания Совета Россия — НАТО: «Если НАТО переходит на политику сдерживания, значит будет с нашей стороны политика контрсдерживания. Если это будет устрашение, значит это будет контрустрашение. Если это будет поиск каких-то уязвимостей в оборонной системе Российской Федерации, значит это будет поиск уязвимостей со стороны НАТО. Это не наш выбор, но иного пути не будет, если нам не удастся переломить нынешний опасный ход событий».

Хочется верить, что последнее удастся сделать. Диалог продолжится, о чем написал в своем твитере сегодня госсекретарь США Энтони Блинкен.