Итак, мы подошли завершающей третьей части статьи, в которой пытаемся разобраться, что же такое "объемный персонаж", столь необходимый хорошему сценарию. В первой части мы уже рассмотрели картонных героинь, а во второй - шаблонных злодеек.
И, мне хочется верить, пришли к выводу, что ни утрированная "сиропность", ни глупый эпатаж не придают персонажу искомого объема и той самой "правды характера".
То есть, мы примерно понимаем, как не надо писать, чтобы на выходе избежать ляпов, неправдоподобных моментов и откровенной глупости (со скидкой на то, что правда жизни - не есть правда искусства).
Если же вы спросите меня, существует ли мануал или что-то подобное, где по полочкам разложено, как НАДО, то я отвечу...
Нет. К сожалению, не существует. Но лично я пользуюсь чем-то вроде шпаргалки. Итак:
Всегда помните о том, КТО ваш герой и КАКОВА его цель.
Наполняйте героя достоверными деталями: милая (или не очень) привычка, речевая характеристика, нюанс, вкусовые пристрастия - все это добавляет вашему герою живости и жизненности.
Если вам сложно удержать в голове краткую биографию героя, напишите "Библию персонажей" - вам станет гораздо легче, если будете в нее заглядывать.
А теперь рассмотрим примеры действительно блестяще написанных персонажей, интересных, жизненных и объемных, но при этом не вызывающих когнитивного диссонанса у зрителей и вопля "Не верю!" у поклонников традиций Московского Художественного театра.
Начнем с отрицательных героинь - великолепно прописанных злодеек.
1. Анна Калязина из фильма "Переступить черту"
Подробно и об Анне, и о самом фильме я уже писала, так что теперь перечислю самое основное.
Анна Калязина - социально-адаптированный психопат. Она не способна формировать привязанности, не обладает даже зачатками совести, ей чуждо всякое сострадание. Для Анны не существует моральных дилемм, а высокий интеллект позволяет ей избегать наказания за свои деяния - до поры, до времени.
При этом Анна, даже будучи очень одаренной (пожалуй, единственное легкое преувеличение авторов сценария), вовсе не терминаторша в юбке и не вандер-вуман. Она не умеет лазать по стенам и прыгать по крышам как какая-нибудь Ирен Адлер, не имеет толпы богатых поклонников всех полов и возрастов как мисс Трамелл, и не способна организовать ОПГ, чтобы обмишуривать людей в промышленных масштабах как это умудряется делать Марла Грейсон.
Анну никто не любит, и даже похотливый престарелый извращенец всего лишь видит в ней ускользнувший объект желания - и все это Анна прекрасно понимает. Несмотря на деньги и власть, Анна не знает, что такое счастье и радость. Как и положено настоящему социопату.
2. Аннализа "Шанель" Мальиока из сериала "Гоморра"
Про Шанель и про ее роль в сериале я тоже написала отдельную статью.
Лично мне в образе Шанель больше всего понравилась именно ее... человечность. Нет, Шанель не демонстрирует бурные проявления любви, она, как и положено человеку с недостатком эмпатии, очень скупа в проявлении чувств и не чурается жестоких поступков. В отличие от какой-нибудь кэтрин, ирен или марлы, Шанель родилась и всю жизнь прожила на помойке - конечно, она и вынуждена существовать по законам этой помойки, иначе бы просто не выжила. Шанель способна признавать ошибки и при этом не стремится показаться лучше, чем она есть. Это я и называю психологической достоверностью. Иначе говоря - правдой характера.
Так, со злодейками разобрались.
Теперь давайте рассмотрим не менее блестяще выписанных положительных героинь.
1. Евдокия Чернышева из фильма "Евдокия"
Евдокия - простая деревенская женщина. Мы следим за ее судьбой от примерно лет 20-ти с небольшим и до глубокой старости. Она всю жизнь прожила со своим мужем и вырастила и подняла на ноги пятерых детей, причем, не родных, а приемных.
Евдокия, безусловно, положительная героиня. Но это вам не "сироп сиропный" и не "рафинад в сахаре". Евдокия вышла замуж не будучи девственницей - до замужества она имела внебрачную связь, что для того времени просто возмутительно. Более того, связь имела последствия, поскольку Евдокия теперь бесплодна, из-за чего злые языки постоянно шпыняют и ее и мужа. И уж совсем ужасно для обывателей то, что в один не самый прекрасный момент Евдокия снова встречает свою первую любовь "плохого мальчика" Ахмета и начинает изменять мужу.
Однако Евдокия - вовсе не дура и не терпила, поэтому, разобравшись в конечном итоге, что Ахмет - обыкновенная пустышка, рвет свою связь с ним и просит прощения у мужа. Который, кстати говоря, ее прощает.
На самом деле, Евдокия давно уже полюбила мужа - и мудрый супруг это понимает, потому и прощает ей ее короткую блажь.
Евдокия или как называет ее ласково муж Дусенька - человек с характером. Несмотря на свое золотое сердце, способное любить чужих детей и даже довольно трудных и несносных, она может и постоять за себя и дать сдачи.
Евдокия стремится как сейчас бы сказали к личностному росту - она образовывается и со временем даже меняет некоторые свои убеждения. Проще говоря, она не какая-то упертая бабень, а вполне гибкий человек, имеющий право на ошибку, но и умеющий признавать свои ошибки.
Теплый, полный любви взгляд, который в финале фильма Евдокия устремляет на своего мужа - это и есть та самая правда характера, которой часто так не хватает героиням мелодраматических историй.
Что и говорить, Вера Панова была изумительным прозаиком. Другой героини у нее просто не могло получиться. Браво, Автор!
2. Катя Котова из фильма "Отпуск за свой счет"
Катя - провинциальная девушка лет 25-ти, она работает воспитателем в детском саду. Катю вырастила бабушка, поэтому Катя несколько наивна, хоть и достаточно тверда характером, чтобы отправиться в Москву на поиски своего возлюбленного Юры.
Упс, у нас тут, кажется, знакомая коллизия - хорошая девочка влюбилась в плохого мальчика. На самом деле этот мальчик, нарцисс и самовлюбленный эгоист, до определенного момента очень неплохо играл роль порядочного человека. В эту-то "роль" и влюбилась Катя, которая из-за своего воспитания просто не понимала, что человек часто говорит "люблю" не потому что любит, а из элементарной нарциссической скуки.
О твердости характера Кати свидетельствует и ее способность буквально сворачивать горы: узнав, что сроки ее отпуска не совпадают с командировкой Юры, Катя проходит все возможные инстанции и в итоге добивается отпуска аж у самого замминистра.
Показателен момент, когда Катя начинает танцевать под пение фольклорного ансамбля - все вокруг, включая даже потенциальную "соперницу" Кати, понимают, что Катя - сама чистота. И только Юра сидит с постной миной вечно всем недовольного "царька песочницы".
Катя безусловно цельная натура. Именно поэтому, осознав всю мелкотравчатость Юры, Катя в нем разочаровывается. И даже когда Юра, в свою очередь осознав, какой лакомый кусочек он упустил, пытается вернуть Катю, та твердо ему отказывает и в ответ на заверения Юры взять отпуск за свой счет, чтобы приехать к Кате, холодно роняет: "Чем же государство виновато?"
Долгие годы у меня не укладывалось в голове - почему же в финале, увидев парня, сажающего под окнами дерево, Катя произносит "Юра?" Неужели Катя все еще любит это пустое ничтожество? Все встало на свои места, когда выяснилось, что в сценарий вмешалась советская цензура: чиновники от кино полагали, что если героиня в финале назовет имя второго героя, это сделает ее образ неимоверно развратным. Кстати, добрая половина зрителей до сих пор уверена, что Катя все-таки любит Юру. Так вот: фигушки. В первоначальном варианте сценария и фильма Катя говорит - "Ласло". А "Юра" - переозвучка по указке сверху.
Вот, пожалуй, и все, что я хотела бы сказать по данному вопросу. Пишите, придумывайте, создавайте своих персонажей - плохих и хороших, сложных и простых, ярких и скромных, но, главное, живых и жизненных. Таких, глядя на которых читатель или зритель, восхищенно скажет: "Верю!"
Больше новостей и без всякой цензуры в моем telegram-канале "Рождественские байки".