GEOFOR: Уважаемый г-н Робертс, спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы. Итак, российско-американский дипломатический марафон, длившийся целую неделю, закончился. И как многие, в том числе и Вы, предсказывали, двусторонняя встреча и переговоры в формате НАТО и ОБСЕ закончились ничем. Стороны просто зафиксировали свои позиции. Однако некоторые российские аналитики считают, что единственным результатом этих контактов стало то, что объединенный Запад и, в первую очередь, Соединенные Штаты впервые за тридцать лет все-таки «снизошли» или были вынуждены «снизойти» до разговора с Россией на равных. Что, на ваш взгляд, побудило Вашингтон и его сателлитов пойти на это?
Робертс: Русские всегда ищут «луч надежды», «просвет». На этот раз – в том, что США «снизошли» до того, чтобы поговорить с Россией на равных. США ничего подобного не делали. Вашингтон использовал переговоры для усиления пропаганды против России, как, например, было в случае с осуждением России заместителем госсекретаря Нуланд.
Переговоры не закончились ничем. Переговоры подтвердили убежденность Кремля в том, что Вашингтон не согласится с соображениями безопасности России и что Россия будет вынуждена искать решения за пределами дипломатии.
GEOFOR: Похоже, что мир больше не готовится вступить, а вступает в новую геополитическую реальность, где Россия научилась быстро разрешать кризисы в разных частях света – будь то Сирия, Беларусь или Казахстан. Как вы думаете, в чем причина таких преобразований – является ли это следствием «наращивания мускулов» Москвой или результатом сокращения возможностей у Соединенных Штатов?
Робертс: Это следствие того, что Кремль осознал тот факт, что роль России для Вашингтона состоит в том, чтобы служить «необходимым врагом» для наращивания прибылей военно-разведивательного комплекса США и угрозой, гарантирующей контроль Вашингтона над Европой. Русские слишком долго верили всем милым демократическим лозунгам, которые Вашингтон высказывает, но в которые сам не верит.
GEOFOR: Хотя Россия обнародовала свою позицию заблаговременно, более того, она опубликовала проект документа, в котором пункт за пунктом перечисляются требования Москвы, а также обязательства, которые она готова взять на себя, похоже, что Соединенные Штаты и их партнеры по НАТО не потрудились ознакомиться с ними. По крайней мере, судя по заявлениям для прессы, вместо обсуждения вопросов безопасности на европейском континенте американская сторона всеми силами пыталась свести дискуссию к вопросу вступления Украины в альянс и размещения наступательных вооружений на ее территории. В чем причина этого, с позволения сказать, недоразумения? Является ли это желанием затянуть переговоры? Если да, то для каких целей? Или проблема в чем-то другом?
Робертс: Это, безусловно, не недоразумение. Это было пропагандистской возможностью для Вашингтона и его марионеток в НАТО. Россия – необходимый враг. Поэтому Вашингтон никогда не признает, что у России есть веские аргументы в отношении чего бы то ни было.
GEOFOR: Вернемся к Украине, которая была высокоприоритетной темой для американских переговорщиков. Исключаете ли Вы, что Вашингтон разыгрывает сценарий, при котором Киев решится на военный конфликт на Донбассе или в Крыму, а Москва будет вынуждена ответить применением силы? В этом случае Соединенные Штаты и их союзники, с одной стороны, увеличили бы объем военной помощи (на этой неделе Конгресс санкционировал выделение дополнительных 500 миллионов долларов), но в то же время они заявили, что ни Соединенные Штаты, ни НАТО не будут воевать за Украину. Для нынешнего украинского руководства, при том что страна переживает глубокий экономический и политический кризис, вооруженный конфликт может стать последним шансом сохранить власть и вернуть расположение Запада. Более того, независимо от того, кто развязал бы конфликт, Россия была бы немедленно объявлена «агрессором».
Робертс: Для Вашингтона Украина – это инструмент, который можно использовать против России. Станет ли Украина членом НАТО и разместит ракетные базы на границе с Россией или Украина вторгнется в Донбасс и вызовет российское вмешательство, для Вашингтона не имеет большого значения. Если первое, то у Вашингтона больше возможностей запугивать Россию. Если последнее, то у Вашингтона есть результат, который доказывает его пропаганду, укрепляет его власть над Европой и укрепляет веру американцев в то, что Россия представляет собой опасную угрозу.
GEOFOR: А теперь о том, на фоне чего проходила российско-американская дискуссия. Говоря вежливо, Вашингтон не стеснялся в выражениях. Мы не говорим о прессе и политических экспертах, Господь им судья. Но им не уступали и некоторые чиновники. Например, после переговоров в Женеве Виктория Нуланд и вовсе возложила вину за разжигание кризиса между Россией и США на Москву, одновременно обвинив ее во лжи и дезинформации. А после встречи в Брюсселе та же дама, занимающая пост заместителя госсекретаря, заявила, что Вашингтон работает с Германией и ЕС, чтобы замедлить ввод в эксплуатацию «Северного потока-2». Но этого ей показалось недостаточно, поэтому она заявила, что Соединенные Штаты готовы обсудить с Финляндией и Швецией вопрос об их вступлении в НАТО, что, судя по реакции Хельсинки и Стокгольма, вызвало некоторый ужас в этих странах. Зачем и кому это нужно? Повышение ставок накануне переговоров – обычное дело для политиков и дипломатов. Но зачем это делать, когда переговоры уже начались? А может быть, это просто дефицит или отсутствие профессионализма и, к сожалению, культуры и образования?
Робертс: Вашингтон дал понять так, что яснее некуда: Россия является препятствием для американской гегемонии и что Вашингтон намерен устранить российское ограничение американской гегемонии путем запугивания и дестабилизации. Похоже, что это, наконец, осознал и Кремль, пусть это не осознали российские СМИ.
GEOFOR: В настоящее время российское руководство ожидает письменного ответа американской стороны на свои предложения, который, как и было обещано, должен быть предоставлен на следующей неделе. Пока же в Сенате однопартийцами президента Дж. Байдена подготовлен проект новых санкций, в том числе и против президента Владимира Путина, а также министров обороны и иностранных дел, крупных банков и т.д. Как отметил в этой связи посол России в Соединенных Штатах г-н Антонов, если они будут приняты, то это будет означать разрыв дипломатических отношений между нашими странами. В этих обстоятельствах, какой может быть реакция Белого дома и Госдепартамента? Можно ли ожидать в этом хоть чего-то конструктивного, дающего повод для продолжения начатого диалога?
Робертс: Никакого диалога не началось. Вашингтон использовал переговоры, чтобы совершенно ясно дать понять России, что Вашингтону нет никакого дела до безопасности России, что Вашингтон хочет и намерен, чтобы Россия пребывала в небезопасности, и он будет работать над тем, чтобы сделать Россию ее положение еще более небезопасным.
GEOFOR: Большое спасибо за интервью.
Пол Крэг Робертс – председатель Института политической экономии (Institute for Political Economy, США), доктор экономических наук, заместитель министра финансов США в администрации Рейгана.
Беседовал – Сергей Духанов, журналист-международник, американист. Работал собственным корреспондентом Агентства печати «НОВОСТИ» в Канаде (Оттава, 1990-1992 г.г.) и шефом американского бюро (Вашингтон, 1996-2001 г.г.) газет «BusinessMN», «Деловой мир» и «Интерфакс-АиФ».
Автор: Пол Крэг Робертс.
Фото: magyarhirlap.hu
Больше материалов на нашем сайте GEOFOR | Центр геополитических прогнозов , а также в телеграмме-канале .