15 января Православная Церковь чтит память Серафима Саровского. Жизнь его по сей день окутана множеством легенд.
Историк Василий Степашкин решил с помощью архивных документов восстановить – как жил батюшка Серафим на самом деле и в частности – была ли действительно эта знаменитая история с кормлением медведя?
Практически, каждый, кто знаком с житием Серафима Саровского, читал эту умилительную историю о том, как батюшка Серафим, живя в лесу, приручил и кормил косматого мишку. Василий Степашкин в фонде Митрополита Филарета нашел письменные подтверждения того, что этого в реальности не было. Там приведено воспоминание старицы, насельницы Дивеевской обители – Матроны Плещеевой. Матрона рассказывала, что будучи у отца Серафима, она сама видела, как Серафим Саровский якобы кормил медведя и она кормила его. Однако, перед смертью, страдая от водянки, Матрона вызвала к себе начальницу Екатерину Васильевну Ладыженскую и духовника монастыря священника Василия Садовского и при них покаялась в том, что история про отца Серафима и медведя – это выдумка иеромонаха Иосафа, который научил ее эту выдумку повторить, в случае если в Дивеево приедут члены Царской Фамилии. Покаявшись, вскоре Матрона скончалась.
Однако, реальное общение Серафима Саровского и медведя все-таки имело место. В письме игумена Саровской пустыни Исайи(Путилова) иеромонаху Авелю (Ванюкову) говорилось о случае, когда к старцу Серафиму, у которого возле кельи было несколько пчельников (а где пчелы – там и мед), осенью пришел голодный медведь и начал ломать забор. Серафим Саровский увидел незваного гостя, постучал по забору, кинул ему хлеба и медведь ушел.
Красивая сказка о кормлении с рук медведя впервые появилась в «Сказании о жизни и подвигах Старца Серафима», которое вышло в 1844 году. Надо сказать, что современники тогда были не в восторге от данного литературного опуса. Настоятель Саровского монастыря отец Исайя II дал свою характеристику «Сказаниям..» - «Новаго творения Ивана Тихонова (Толстошеева) о чудесах Серафима я не видал еще, да и не нахожу нужным видеть его, потому что жизнь праведнаго старца мне известна более, нежели Тихонову Ивану».
(Использованы материалы статьи Марии Городовой «Серафим Саровский: развенчание мифов и подлинные факты», Российская газета, от 14.01.2022 года).