Не было ли в намерении помочь жителям Торманса того запретного и преступного вмешательства в чужую жизнь, когда не понимающие её законов представители высшей цивилизации наносили ужасающий вред процессу нормального исторического развития? (Ефремов И. "Час быка")
Официально принято полагать, что после того, как 16 декабря 1991 года в республике Казахстан был принят закон "О независимости и суверенитете государства", у страны появился новый праздник — День независимости. Этому в самом Казахстане предшествовало несколько событий. 1 декабря 1991 года Нурсултан Назарбаев на всенародном голосовании был избран президентом республики. 10 декабря 1991 года Казахская Советская Социалистическая Республика была официально переименована в Республику Казахстан. Сам закон о государственном суверенитете принимался в течение 3-х дней с 14 по 16 декабря. После подписания закона президентом Назарбаевым (очень быстрое вступление в должность после выборов) и требуемого ликования в тот же день официальное признание нового независимого государства первой сделала Турция.
Но к содержанию Дня независимости можно приобщить и другие события, тоже произошедшие в декабре, хотя и пятью годами ранее. Это произошло почти в самом начале Перестройки, когда ещё не развернулись межнациональные конфликты по периметру всего Советского Союза. В современной казахской историографии эти события пооучили название Желтоксан — декабрьское восстание.
В 1986 году в СССР проходила масштабная смена руководящих кадров в Коммунистической партии как в центре, так и в республиканских партиях. 11 декабря 1986 года состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, удовлетворившее заявление первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Кунаева Динмухамеда Ахмедовича об уходе на пенсию. Правда, самого Кунаева Д. А. на этом заседании не было. 16 декабря 1986 года на очень непродолжительном Пленуме ЦК Компартии Казахстана Кунаев Д. А. был освобождён от руководящей должности в республике, а на его место был представлен член ЦК КПСС Колбин Геннадий Васильевич, который до этого времени никогда не работал в Казахстане. Но это, учитывая партийную дисциплину и главенство союзных интересов, всё же недостаточная причина для массовых беспорядков в столице союзной республики. Это был повод, а причины копились долгое время.
Сам Динмухамед Ахмедович Кунаев вряд ли бы оставался на своём посту длительное время. В январе 1987 года ему уже исполнялось 75 лет (против 59 лет Колбина Г. В. на момент назначения). Про него известно, что он помогал молодым руководящим кадрам, происходившим из глубокой провинции, таким как Нурсултан Абишевич Назарбаев, член ЦК КПСС с 1986 года, председатель Совета министров Казахской ССР с 1984 года (в возрасте 44 лет), депутат Верховного Совета СССР с 1979 года. Имеется вполне реалистичная версия, что Назарбаев Н. А. был наиболее возможным преемником Кунаева Д. А.
Однако, есть и другая версия — Кунаев Д. А. с некоторого времени перестал видеть в Назарбаеве Н. А. своего преемника.
Михаил Горбачёв в своей книге "Жизнь и реформы" писал, что лично беседовал с Кунаевым на предмет кандидатуры преемника, но тот категорически не рекомендовал назначать Назарбаева и вообще посоветовал прислать "варяга" со стороны, который не будет связан ни с одной из групп влияния. (из публикации Евгения Антонюка на сайте журнала "LIFE")
Некоторые исследователи обращают внимание, что замене Кунаева Д. А. на посту руководителя республики предшествовала смена председателя республиканского КГБ Закаша Камалиденова на Виктора Мирошника в феврале 1986 года.
16 декабря 1986 года уже через несколько часов после смещения Кунаева Д. А. и представления Колбина Г. В. в качестве его преемника на центральной алмаатинской площади им. Брежнева Л. И. начали собираться небольшие группы протестующих. Сначала с ними удалось совладать достаточно мирно. Но к вечеру начали прибывать группы молодёжи, привлечённые агитаторами в студенческих общежитиях и не только. Националистически настроенная интеллигенция тоже сыграла свою роль. При доли титульной национальности (казахов) среди населения республики около 40% студенты-казахи составляли около 70% от общего числа, а преподаватели-казахи в главном вузе Казахстана КазГУ составляли 80% профессорско-преподавательского состава. С утра 17 декабря уже многочисленные толпы протестующей молодёжи требовали немедленной отставки Колбина В. Г. и соблюдения ленинских принципов национальной политики. Кунаев Д. А. дистанцировался от публичных выступлений и заявлений. А вот Назарбаев Н. А. в выступлениях перед протестующей молодёжью призывал к спокойствию и лояльности. В конце концов всё вылилось в массовые беспорядки, и не только в столице республики Алма-Ате. Беспорялки были жёстко, но эффективно подавлены под руководством министра внутренних дел КазССР при реализации операции под кодовым названием "Метель-1986".
Перестройка развивалась дальше, в 1987 году начинается новый виток десталинизации. После XIX конференции КПСС 1988 года началась масштабная конституционная реформа. В 1989 году Колбин Г. В. покинул Казахстан, возглавив Комитет народного контроля СССР, а вожделенное место первого секретаря ЦК Компартии Казахстана занял Назарбаев Н. А. И в Казахстане началась реабилитация организаторов массовых беспорядков декабря 1986 года.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.