Калининградская область приятно удивила меня не только необычной архитектурой, но и отношением к ней со стороны властей.
Если первые дни путешествия на арендованном авто выпали у меня на относительно крупные (по меркам области) города: Гвардейск, Неман, Советск и Черняховск, то после них настало время посмотреть, что творится в более мелких населенных пунктах. С этой целью мы поехали на юг области, почти к самой польской границе.
Поселок Железнодорожный Калининградской области даст фору многим городам центральной России
Здесь сразу оговорюсь, что бывший город Гердауэн не столь популярен у туристов, как те же Советск или Черняховск. Отчасти проблема в расположении, так как перечисленные выше города находятся недалеко от крупных магистралей, и вполне можно построить маршрут так, чтобы за один день посетить сразу несколько из них.
Железнодорожный же находится на южной окраине области, и если базироваться в Калининграде, немногие захотят тратить целый день на выезд туда и обратно.
Тем не менее, первое, что бросилось мне в глаза в Железнодорожном — активный процесс реставрации одного из зданий в историческом квартале. Да и сам факт наличия неплохо сохранившегося и уже отреставрированного исторического района в нетуристическом поселке городского типа говорит сам за себя.
Появляются и зачатки туристической инфраструктуры. Так в одном из зданий исторического квартала открыт чистый и по-европейски аккуратный общественный туалет, с сотрудницей которого мне удалось немного побеседовать.
По ее словам, основные реставрационные работы в поселке были проведены в 2019 году. И если 2020-й по понятным причинам выпал, то в настоящее время они уже вовсю продолжаются.
Видел я и работающее кафе. Причем я сейчас не про "Старую мельницу" близ руин замка Гердауэн, а опять же про заведение, открытое в одном из зданий исторического квартала.
Есть и информационные стенды с картой Железнодорожного и основным достопримечательностями, часть из которых располагается на приличном удалении от центра.
Дойдя практически до окраины поселка, я вынужден признать, что там еще хватает архитектурных памятников, нуждающихся в реставрации. Особенно это касается останков замка Гердауэн, которые даже толком не законсервированы.
В то же время не могу не отметить наличие тротуара на большинстве улиц, где мне доводилось ходить. Даже в ультратуристическом Суздале такой элемент можно встретить далеко не везде. В Железнодорожном же и этим решили не ограничиваться, установив кое-где новенькие лавочки с урнами — просто вдоль дороги.
В общем, поселок Железнодорожный Калининградской области меня очень приятно удивил. После чего я решил посетить центр района, в состав которого сегодня входит бывший Гердауэн.
Город Правдинск Калининградской области в центральной России мог бы быть туристической конфеткой
Если средневековая кирха в Железнодорожном пока еще не отреставрирована, то в Правдинске главный храм находится в отличном состоянии. Сейчас это православная Георгиевская церковь, но полностью сохранившая свой первоначальный католический облик.
Конечно же, мне было интересно подняться на колокольню. И очень приятным сюрпризом было отношение со стороны сотрудницы церкви.
Знаете ведь как бывает, когда заходишь как турист в культовое сооружение в условном провинциальном городе России: все эти "без благословения снимать запрещено", "а что вы тут вообще забыли?" и т.п. После такого отношения хочется сразу же уйти подальше из такого места, не забыв крикнуть что-нибудь вроде "Шайтан акбар!" на прощанье — чисто чтобы позлить.
В Правдинске же пожилая женщина общалась так, что сразу расположила к себе. А на колокольню может подняться любой желающий и, опять же по желанию, оставить посильное пожертвование. Ну и ее пожелание "С богом!" перед подъемом не вызвало никакого отторжения — напротив.
Покорив смотровую и вдоволь налюбовавшись видами, можно было бы уже собираться и ехать в следующий пункт маршрута, так как ночевать в Правдинске я не планировал. Но мое внимание очень уж привлек парк, виды на который открывались со смотровой. Он находился совсем рядом с бывшей кирхой и вплотную примыкает к Мельничному пруду.
Так вот парк этот выглядит сегодня не хуже, чем благоустроенные общественные пространства в Москве. При этом многих его элементов на момент моего посещения на картах Яндекса просто не было, из чего я могу заключить, что появились они совсем недавно.
Неплохое впечатление оставили и немецкие здания в центре, хот в Правдинске их, пожалуй, поменьше, чем в Железнодорожном.
* * *
Честно говоря, хотя многие российские населенные пункты в последние годы активно приводят в порядок, до сих пор непривычно видеть нетуристический городок с населением немногим более 4000 жителей и поселок в его окрестностях в настолько презентабельном состоянии, что будь они где-нибудь в Подмосковье — немедленно составили бы конкуренцию Коломне и Серпухову.
Пожалуй, Правдинск + Железнодорожный — это полноценный однодневный маршрут из Калининграда, который я могу рекомендовать всем, кто планирует путешествовать по Кенигсбергщине. И есть все основания полагать, что когда вы туда приедете, эти места станут еще привлекательнее, чем в сентябре прошлого года, когда их открыл для себя я.
А по ссылкам можно прочитать о моих впечатлениях от Гвардейска и Немана, Советска и Черняховска.
На этом же у меня пока все. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации, и заходите на мой ютуб-канал, где я регулярно выкладываю видео из своих поездок.