Он ушёл добровольцем в Белую гвардию. Не по мобилизации, как В.Катаев, В.Ян или Л.Леонов, а добровольцем.
Он один из немногих участников Ледяного похода генерала Корнилова, кто остался в Советской России.
Как он смог пережить чистки 1920-х, большой террор – трудно сказать. Его могли расстрелять как «бывшего» или как «участника троцкистской организации».
Он мог погибнуть в 1918-м, когда начиналась гражданская война на Кубани, или в 1941-м, когда военком увидел, что у добровольца трясутся руки (а это последствия контузии во время Ледяного похода) и не взял его в ополчение.
Был расстрелян его друг Николай Олейников и отправлен в лагерь Николай Заболоцкий.
К 60-ти годам у него было несколько инфарктов. Неудивительно, в общем. Жаль, что непопулярен этот жанр: стенограммы обсуждений пьес Шварца.
Это чтение могло бы дать нам ответы на многие вопросы.
Да и пьесы Шварца сейчас не читают. Мы цитируем по памяти фильмы и спектакли, а пьесы ещё глубже, это совсем другая словесность. Режиссёры брали из них то, что считали нужным. Многое, очень многое так и осталось за кадром. В самом буквальном смысле.
Его имя для многих стало символом детства, добра и любви, он не любил сказок с плохим концом.
Но воспринимать его только сказочником было бы совсем неправильно. Хотя его так называли ещё при жизни.
Встретились как-то на прогулке Юрий Герман («Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», автор сценария «Семеро смелых» и др.) и Евгений Шварц. Разговоры о том, о сём, среди прочего - как трудно писателю донести свои идеи через препоны цензуры.
Герман говорит Шварцу: «Вам хорошо, вы сказки рассказываете!» «Я рассказываю сказки?» - изумился Шварц. - «Это вы рассказываете сказки!»
«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь» - уверял Шварц.
Он говорил, что в написанной в 1944-м году пьесе «Дракон» обличает Гитлера. Но власти его не особенно жаловали. Только после смерти Сталина его пьесы вернулись на сцену.
Его сказки актуальны не только в XX, но и в XXI веке. «Добрым молодцам урок». Учим ли мы уроки?
«Когда душили его жену, он стоял рядом и все время повторял: «Ну потерпи, может, обойдется!»
Его не стало 15 января 1958 года.
Вспомним любимые цитаты из Шварца?
Он дожил до оттепели и признания, и это – самое обыкновенное чудо.
Ваша Елена Горовая