Найти тему
Magnet-o-phone

Здесь жила Футубра

Оглавление
Логотип Футубры на иконке мобильного приложения.
Логотип Футубры на иконке мобильного приложения.

Ровно 10 лет назад (на момент написания данной статьи), 16 января 2012 года компания Mail.ru Group запустила, если следовать букве Википедии, службу мультимедийных микроблогов Futubra. Звучит по-научному, но скучно. Впрочем, как и сам продукт. Но обо всём по порядку.

Рождение

За разработку ID бренда взялось агентство (или как они себя позиционируют — дизайн компания) «ONY». Концепт значительно отличался от того, что в итоге вышло. Вот, полистай галерею.

Как ты, вероятно, заметил(-а), основным цветом логотипа в представленных концептах является неоново-зелёный, что намекает нам на технологии будущего, а не жёлтый, который в итоге стал основным цветом Футубры. И на мой взгляд графического дизайнера — зря, «зелёный» смотрелся бы лучше.
Также прошу обратить твоё внимание на концепт мобильного приложения для смартфонов (предпоследняя картинка в галерее). Судя по визуализации, приложение должно было быть интересным с точки зрения UX, то есть должно иметь такой интуитивно понятный интерфейс, что 80-летняя бабушка смогла бы с ним начать взаимодействовать без посторонней помощи. Увы, в итоге всё, — и сайт, и приложение, — выглядели совсем иначе, и очень напоминали основанный ещё за 5 лет до этого Tumblr (произносится как «Тамблер», переводится как «тумблер», а в русскоязычном Интернете и вовсе прозван «Тумбочкой»), который известен, в основном, своим лояльным отношением к публикации контента эротического и даже порнографического характера. Впрочем, это уже совсем другая история.
Так вот. За пару-тройку месяцев до официального её запуска в Твиттере стали мелькать сообщения о загадошной Футубре с соответствующими хештегами. Всем было жутко интересно, что же это такое? Хотя, надо признать, ближе к 16 января эта загадошность уже стала постепенно рассеиваться, и почти все уже обозвали Футубру клоном Твиттера, что было не совсем верно, поскольку он был скорее клоном «Тумбочки», как я уже сказал. Однако интерес к этому проекту не угасал. Точнее угасал, но не так стремительно, как сразу после запуска сайта.

Жизнь

И вот он настал, тот долгожданный День рождения Футубры!
Ну давай знакомиться, что ли?

После быстрой регистрации, изучаем, что же нам предлагает данный сервис. А выбор, собственно, невелик, и вполне соответствует минимальному набору инструментов для ведения микроблогов. О них чуть позже, а сначала мы попадаем на страницу своего аккаунта для его настройки.

Аккаунт Футубры на Футубре.
Аккаунт Футубры на Футубре.

Тут всё стандартно: настройка юзерпика (аватара) и наша статистика. Едем далее. Надо ж написать пресловутое «Hello, World!». И тут перед нами открывается редактор с инструментами.

Инструменты.
Инструменты.

Кнопки «Текст» и «Фото», думаю, в пояснении не нуждаются, а вот на других я остановлюсь поподробнее.

«Видео»
Загружать видео напрямую с жёсткого диска компьютера или с памяти телефона не позволялось, зато можно было загружать видосы с видеохостингов Видео@Mail.Ru, Youtube, Vimeo и Rutube.

«Цитата»
Тут давалось 200 символов на саму цитату и 100 символов на подпись к ней, ну чтобы автора указать, например. Удобно для СМИ.

«Событие»
Давалось 200 символов на описание самого мероприятия, 50 символов на описание места проведения мероприятия и 20 — на дату. После публикации события была возможность отметиться, нажав на специательную кнопельку «Я иду». По-моему, что-то похожее было в Foursquare.

И, наконец, загадочная кнопка «Скучно!».
Её действие крайне просто и одновременно странно — она добавляла грустный смайлик перед сообщением, что, как бы, намекало.
Я бы добавлять такую кнопку не стал. Во всяком случае не на этапе бета-тестирования, поскольку это слово часто мелькает перед глазами и на бессознательном уровне пользователю действительно становится скучно. Не исключаю, что именно эта кнопка и погубила проект.

Смерть

Понимание того, что проект не оправдал ожиданий пользователей пришло к создателям, видимо, не сразу. Я до сих пор не понимаю, чем они гордились, говоря: «Никакой рекламы, кроме пресс-релиза, […] для проекта не делали»? На что они надеялись? На чудо? Авось выстрелит? Ну-ну. Не знали, видно, что ещё в лохматые годы Генри Форд сказал:

Если бы у меня было 4 доллара, 3 из них я бы отдал на рекламу.

Проект довольно быстро наскучил всем. Прирост аудитории, вслед за активностью зарегистрированных пользователей, стал снижаться, а создатели проекта особо не чесались, чтобы развить или прорекламировать Футубру.
Так, не дожив месяца до года, 20 декабря было объявлено о закрытии проекта, и на главной станице сайта Футубры осталась только некрологическая надпись: «Здесь жила FUTUBRA».

Здесь жила FUTUBRA.
Здесь жила FUTUBRA.

А ниже на той же странице было сообщение от команды Футубры:

Друзья!
Каждый день с момента запуска мы улучшали и развивали Футубру. К сожалению, этого оказалось недостаточно для устойчивого роста проекта. Поэтому мы приняли решение закрыть проект.
Для нас это был большой эксперимент, и знания, полученные в его ходе, чрезвычайно ценны. Наша команда переключается на новые проекты, о которых вы еще услышите в будущем.
Спасибо всем, кто был с нами.
Ваша команда Футубры
Сообщение команды Футубры на главной странице сайта после закрытия проекта.
Сообщение команды Футубры на главной странице сайта после закрытия проекта.

На мой взгляд это яркая иллюстрация того, каким прекрасным может быть концепт, и каким ужасным может быть его воплощение в жизнь.
Что ж, помянем!